Индекс новой экономики


Первым из российских компаний на публичное размещение решился “ВымпелКом”, который в конце 1996 г. продал около 30% акций за $111 млн. Затем его примеру последовали МТС, Golden Telecom, “Вимм-Билль-Данн”, РБК и др. А в прошлом году среди отечественных предпринимателей начался настоящий бум IPO: с февраля 2004 г., когда корпорация “Иркут” разместила 23,3% акций за $127 млн, публичных компаний стало на восемь больше.

С учетом размещений нескольких иностранных компаний, бизнес которых сосредоточен в России, число российских IPO объемом более $20 млн, по оценкам “Ренессанс Капитала”, достигло 20. “Этого вполне достаточно для того, чтобы говорить о появлении нового сегмента рынка, – считает аналитик “Ренессанса” Ованес Оганисян. – Ведь большинство российских акций появилось на бирже в ходе приватизации бывших советских предприятий”.

Для отслеживания бумаг новой экономики “Ренессанс” решил рассчитывать специальный индекс RenCap IPO Index, отражающий динамику котировок публично размещенных акций. Пока в него входят бумаги 20 компаний с совокупной капитализацией $40 млрд. По мере проведения следующих IPO, указывает Оганисян, список будет расширяться. Пересмотр индекса может состояться в ближайшее время, ведь на подходе IPO “НоваТЭКа”, “Рамблера”, “Амтела” и др.

Вес каждой бумаги в индексе, продолжает Оганисян, зависит от капитализации доли акций компании в свободном обращении (free float). Например, 23%-ный free float “Мобильных ТелеСистем”, оцениваемый рынком более чем в $2,8 млрд, сделал бумаги МТС самыми авторитетными в индексе – их вес составляет 30%. За МТС следуют “ВымпелКом” (с 23%-ным весом акций в индексе), АФК “Система” (12%) и последний дебютант международного рынка капитала – торговая сеть “Пятерочка”, две недели назад продавшая 30% акций за $600 млн.

Новый индекс подтвердил успех последних IPO. За последние год-полтора публично размещенные акции в среднем растут быстрее бумаг, входящих в индекс РТС, отмечает вице-президент МДМ-банка Олег Сеньков. Это означает, что, направляя деньги на участие в IPO, инвестор заработал бы намного больше, чем покупая бумаги старых компаний, поясняет он. С начала 2004 г. индекс РТС потяжелел всего на 12%, а RenCap IPO Index – на 33%, отмечает Оганисян.

Впрочем, управляющий директор “Атона” Дмитрий Старенко предостерегает инвесторов от поспешных решений. “Успех IPO во многом зависит от организатора, – подчеркивает он. – И если он пойдет на поводу у компании и завысит цену размещаемых бумаг, то в первые месяцы торговли о росте котировок можно не мечтать”. Из четырех последних IPO, по данным “Ренессанса”, прибыль инвесторам пока принесли лишь акции “Лебедянского” (торговля ими началась 10 марта), подорожавшие на 2,1%. Бумаги “Системы”, торгующиеся с 5 февраля, подешевели на 11,8%, “Северсталь-Авто” (с 26 апреля) – на 5,4%, “Пятерочки” (с 5 мая) – на 8,1%.

Индексы IPO широко распространены на Западе. Только агентство Bloomberg следит за появлением и развитием новых компаний в 24 странах (России в их числе нет), и для каждой из них рассчитывается Bloomberg IPO Index. Основными потребителями таких продуктов, по мнению Оганисяна, являются фонды, портфель которых повторяет структуру индекса IPO. На Западе их огромное количество, отмечает Старенко. “Со временем такие фонды появятся и у нас”, – не исключает Оганисян. Идея заслуживает внимания, считает гендиректор УК “Креативные инвестиционные технологии” Владимир Кириллов, но пока такие инвестиции чересчур рискованны.