“ЛУКОЙЛ” экономит


“ЛУКОЙЛ” – единственная российская нефтяная компания, располагающая перерабатывающими мощностями за пределами бывшего СССР. В 1998 г. она приобрела НПЗ Petrotel в Плоешти (Румыния), а в 1999-м – “Нефтохим” в Бургасе (Болгария). Суммарная мощность этих предприятий вместе с Одесским НПЗ на Украине составляет около 18 млн т нефти в год. Параллельно “ЛУКОЙЛ” пытался купить литовский нефтеконцерн Mazeikiu nafta и Гданьский НПЗ в Польше, но успеха не добился – во многом по политическим причинам. Первый достался “ЮКОСу”, а второй до сих пор в собственности государства.

Но страсть к приобретению заграничной собственности не оставила компанию. В начале этого года один из ее топ-менеджеров заявил, что “ЛУКОЙЛ” изучает возможность покупки литовского нефтяного концерна Mazeikiu nafta у терпящего бедствие “ЮКОСа”, германской нефтеперерабатывающей компании Ruhr Oel и некоего НПЗ на юге Европы.

Ruhr Oel на паритетной основе принадлежит венесуэльской госнефтекомпании PdVSA и ВР и, в свою очередь, владеет долями в размере от 24% до 100% в четырех германских НПЗ суммарной мощностью около 50 млн т нефти в год. В конце 2003 г. венесуэльскую долю хотел выкупить консорциум “Альфа-групп”, но сделка не состоялась, и “ЛУКОЙЛ” мог бы претендовать именно на этот пакет.

Однако теперь все эти намерения откладываются. Как заявил Reuters первый вице-президент “ЛУКОЙЛа” Дмитрий Тарасов, компания приостановила переговоры о покупке иностранных НПЗ, в частности немецких, поскольку высокая операционная маржа сильно поднимает цены на эти активы. Тем не менее “ЛУКОЙЛ” заинтересован в покупке нефтеперерабатывающих мощностей в Европе и США, но будет ждать более приемлемых цен, сказал Тарасов.

Аналитик “Ренессанс Капитала” Адам Ландес называет две основные причины увеличения маржи переработки. Первая заключается в растущих ценах на нефтепродукты, вторая – в увеличении стоимости логистики. Причем Ландес замечает, что доходность НПЗ выросла так за последние два-три года. Так, средняя маржа переработки в 2004 г. составила $7,5 за баррель, а самая высокая за последние 10 лет была три года назад и достигала $9,9 за баррель. Аналитик полагает, что рентабельность переработки будет расти до тех пор, пока компании не начнут вкладывать средства в ее развитие. “За последние 30 лет, например, не было построено ни одного нового НПЗ в США, и такая же ситуация в Европе”, – отмечает эксперт. Но нынешнюю рентабельность зарубежных НПЗ он не считает высокой.

Олег Максимов из “Тройки Диалог” отмечает, что в Восточной Европе хороших нефтеперерабатывающих активов, которые бы продавались, нет. По его оценке, в этом регионе маржа переработки Urals в 2003 г. составляла около $1 за баррель, в 2004 г. – уже $5,7, а в апреле текущего года – $7,71. “НПЗ в Восточной Европе очень прибыльны”, – говорит эксперт. По его мнению, причина роста заключается в том, что цены на нефть Urals росли не так быстро, как на светлые нефтепродукты. Аналитик прогнозирует, что в долгосрочной перспективе маржа в Восточной Европе установится на уровне $3 за баррель. Впрочем, директор по развитию нефтяного агентства Argus Media Михаил Перфилов предполагает, что тайм-аут в переговорах с “ЛУКОЙЛом” могли взять сами хозяева НПЗ, дабы пересмотреть цену своих активов.