Походные условия


С наступлением зимы пингвиньи отряды, топая по холоду и ветру, стекаются к общему месту встречи. На заледенелой равнине каждый пингвин находит себе пару. Самка сносит яйцо и передает его самцу (очень быстро, а то яйцо замерзнет) и отправляется назад к океану, кормиться. Самцы высиживают детенышей и не едят четыре месяца – пока не вылупятся дети и не вернутся матери. К лету детеныши вырастают и обретают самостоятельность, миссия родителей выполнена. На следующий год – все то же самое.

Человеку не понять, зачем для такого прозаического дела, как зачатие, идти куда-то 20 дней по снегу, а потом обессиленными тащиться обратно. Для пингвинов же это – будничная часть жизни. На каждом шагу их подстерегают опасности – чайки-поморники, касатки, заполярные морозы. Но героические толстячки не сдаются.

В “Птицах-2” животных снимают как людей. Треснувшее от мороза яйцо, черный пингвиний глаз на весь экран, отчаявшаяся мать, которая пытается украсть детеныша у другой, когда гибнет ее собственный птенец. Правда, отличить главных героев, говорящих голосами французских актеров Шарля Берлинга (“Я остаюсь!”) и Романы Боринже (“Полное затмение”), по понятным причинам решительно невозможно – но пингвины и сами друг друга узнают только по голосу.

Увлекательной картину делают не столько загадочный уклад жизни и внешность героев, сколько детали, при помощи которых проникаешься к доселе чужим созданиям горячей любовью. Частично детали обеспечивает сама пингвинья жизнь, частично — профессионализм киношников, выстраивающих мизансцены. На обратном пути откормленные пингвинихи останавливаются перед узкой прорубью – и перед их мысленным взором возникает морской хищник, недавно настигший их подругу в глубинах океана. Эротическая сцена (“спариванием” этот акт любви назвать не повернется язык) снята на манер подобного эпизода в “Десперадо” Роберта Родригеса – крупные планы, короткий монтаж, животрепещущая музыка. И каждому духовному состоянию пингвинов соответствует своя песня – дивной красоты саундтрек подобран практически идеально.

“Птицы-2” доказывают печальный факт, что мы ленивы и нелюбопытны. Видеокассеты Национального географического общества скупают в основном талантливые подростки да пожилые интеллигенты, остальные же категории граждан находят занятия поинтереснее. Из кинотеатра выходишь с неприятным осознанием факта, что ничего не знаешь не только о жизни императорских пингвинов, но и о массе других удивительных вещей. Таковое осознание есть первый шаг к правильной жизни – такой, как у героев только что посмотренного фильма.