Прошлое красиво отступает


Валерий Кошляков в Галерее Марата Гельмана. Выставка “Реликвии. Сделано в СССР” – это портреты на огромных холстах герба, знамени и купюры советской империи. Картины Кошлякова ожидаемо прекрасны – никто лучше не умеет так декоративно-торжественно изображать руины. Обычно Кошляков пишет развалины архитектурные, но и советские символы смотрятся на его картинах величественными сооружениями. Жухлая алость стоящего знамени – как сторожевая башня незримых рубежей, герб – как барочная клумба с увядшими растениями, дензнак – как панорама, еле просматривающаяся из тумана запутанного прошлого. Известно, что Кошляков – преждевременный похоронщик. “Реликвии — образы неподдельно-возвышенного романтизма как знаки застывших ценностей недавно сгинувшей эпохи”, – комментирует свою новую выставку сам Валерий Кошляков, он видит руинами то, что еще крепко стоит (сталинские парадные здания, например), но уже покинуто душой. И как для настоящего мастера организации торжественных погребений, красота церемонии для него важнее горечи расставания и смертного страха.

На знаменитой картине Эрика Булатова 90-х гг. блестящий советский герб закатным солнцем уходит за горизонт, и мнится, что утром в новом сиянии явится снова. Кошляковский герб кажется написанным в пару булатовскому – у них и размеры схожи, и композиция. Но Кошляков пишет не бессмертную душу зловещего символа, а его бренное, распадающееся тело. Так что никакой ностальгии к сделанному в СССР у него нет, но и неприятия тоже. Похоронили прошлое, с Божьей помощью.

До 19 июня

Константин Батынков в “Крокин-галерее”. Батынков очень нежный художник и немного инфантильный. Возможно, сказывается наивное митьковское прошлое. Ведь художническое движение митьков принципиально подразумевало подростковую несерьезность, сентиментальность и тягу к спиртному. Со временем Батынков далеко ушел от задушевного примитивизма к изяществу почти японскому, медитативному искусству, хотя видимо сохраняет иронию и ненавязчивую проектность своих работ. Но в новой серии “О войне” никакой иронии нет. О войне бывший советский мальчик Батынков вспоминает серьезно, как о времени, требовавшем от людей настоящих поступков, и любая ирония по отношению к этому времени справедливо кажется ему глупым кощунством. Но и пафос для него невозможен. И психологизм чужд. Остается только лирическая медитация. На больших кусках белой обойной бумаги Батынков пишет сцены боев, которые видел в советском военном кинематографе. Истребители в небе, танки на поле и отряды в лесу написаны черной и белой краской, легкой кистью, без крови и ужаса, из далека детских грез. Военные сцены распускаются в его картинах, как хризантемы на японских гравюрах, как видения, всплывающие перед глазами по законам гармонии. И это еще один вариант юбилейного закрытия традиционного военного образа.

До 26 июня

Арсен Савадов в Stella Art Gallery. Новая работа Савадова Parliament Lights эфемерна как сигаретный дым и так же не полезна. Савадов – художник маниакально стремящийся выйти за территорию искусства. Однажды он сфотографировал группы театрально рассаженных трупов, которых ему выдали циничные работники моргов. Некоторые толковали это как разрушение метафоры “анатомический театр”, другие говорили, что над телами умерших издеваться запрещено и Савадов сделал шаг в сторону Уголовного кодекса. Другая известная его работа – фотографии шахтеров в забое, обряженных в белоснежные балетные пачки. Тут художник в особо жестокой форме оскорбил мужественность и женственность, что легче, но все равно противно и устрашающе массово делают ряженые в передачах типа “Аншлаг“. В общем, от Савадова заведомо ждешь гадости, косвенно к искусству относящейся.

На этот раз он выступил скромно, но все равно шагнул в сторону нарушения, теперь авторского права. На стенах галереи развешаны масштабные фотографии каких-то девиц из дешевого немого кино в паре с Махно, беспризорниками и нэпманами. Савадов просто сфотографировал реальное, банально пошлое оформление стен одного из киевских кафе, на что указывает, например, электрическая розетка, обнаруженная внизу снимка. Так, объясняют умные люди, Савадов один к одному отразил реальность.

Вообще, Савадова критики любят, некоторые посвящают похвалам ему глянцевые страницы. Понять, почему у художника так много поклонников, моему уму не под силу. Но на этот раз гневаться на Савадова не за что, кроме скуки и недоумения его прямое отражение реальности ничего не вызывает.

До 30 июня