ВЕКТОР


Время действовать

Владимир Потанин и Михаил Прохоров первыми из владельцев российских металлургических компаний приступили к скупке западных активов. В 2002 г. принадлежащий им “Норильский никель” приобрел в США контрольный пакет акций производителя платиноидов Still-water. Вслед за “Норникелем” скупать западные компании бросились другие металлурги. У каждого из них своя тактика. “Русскому алюминию” не хватает сырья, и компания скупает производителей бокситов и глинозема. ЕС ограничивает доступ российской стали в Европу, поэтому сталевары, как билет на рынок, скупают европейские компании. А “Норникель” взял на прицел компании, акции которых обращаются на международных биржах.

Банк России обеспокоен ростом кредитных рисков в банковской системе, заявил вчера первый зампред ЦБ Андрей Козлов. Впрочем, по его мнению, критической ситуация станет еще не скоро. По итогам 2004 г. норматив достаточности капитала по всей банковской системе снизился с 19% до 17% (минимальный предел – 10%). Козлов объяснил это обстоятельство быстрым ростом кредитных портфелей банков, опережающим увеличение капиталов. А эксперты все чаще говорят, что банки не в силах переварить объем привлеченных средств: качественных заемщиков становится все меньше, а конкуренция на рынке все жестче. Пока банки справляются, но качество кредитных портфелей постепенно снижается. И пока не случился кризис плохих кредитов, ЦБ лучше не выражать обеспокоенность сложившейся ситуацией, а пытаться ее изменить. Первые шаги ЦБ предпринимает: скоро будет введен норматив кредитного риска на группу экономически (а не юридически) связанных заемщиков. Однако до сих пор практически нет работающих механизмов рефинансирования банков. А ведь банкам пригодилась бы помощь ЦБ, например, при необходимости реструктурировать кредитный портфель.

Разменная монета

Намерение “Альфа-групп” потратить более $3 млрд на приобретение блокпакета крупнейшего турецкого сотового оператора Turkcell удивило многих. Наблюдатели сошлись на том, что эти акции нужны “Альфе” для последующего “размена” со скандинавской TeliaSonera, которой их как раз не хватает до контрольного пакета в Turkcell. В 2003 г. “Альфа” приобрела блокпакет третьего по величине российского сотового оператора “МегаФон”, вступив в конфликт с другими его акционерами – “Телекоминвестом”, фондом IPOC и той же TeliaSonera. Теперь “Альфе” нужно либо выкупить блокпакет у “Телекоминвеста” или TeliaSonera, получив контрольный пакет, либо продать кому-то из них свою долю в “МегаФоне”. Возможность купить блокпакет Turkcell или просто повысить его цену дает ей козыри на переговорах с TeliaSonera. Похоже, аналогичный ход “Альфа” припасла и для “Телекоминвеста”, который, скорее всего, будет претендовать на покупку 75% минус 1 акция “Связьинвеста” в партнерстве с АФК “Система”. “Альфа” уже заявила, что цена выставляемого на продажу пакета занижена в разы. Угроза “Альфы” перебить заявку “Телекоминвеста” дает ей шанс заключить “пакетное соглашение”, например не претендовать на “Связьинвест” в обмен на решение вопроса по “МегаФону”.

Кому золото?

После покупки “Полюса”, крупнейшего в России производителя золота, “Норникель” приобрел 20% акций южно-африканской Gold Fields. В прошлом году россияне предложили Gold Fields объединиться с “Норникелем”. Получив отказ, они поддержали попытку враждебного поглощения Gold Fields, предпринятую южноафриканской Harmony. Атака захлебнулась – на днях Harmony призналась, что на ее предложение обменять собственные акции на акции Gold Fields откликнулись владельцы лишь 11,8% акций Gold Fields. Но надежд объединиться с иностранным золотодобытчиком “Полюс” не теряет. Вчера “Полюс” заявил, что ведет переговоры о слиянии с канадской Kinross Gold, чьи акции обращаются на биржах Торонто и Нью-Йорка. Интерес к компаниям, имеющим листинг на западных биржах, вряд ли случаен. Объединив свои активы с Kinross Gold, владельцы “Полюса” избавятся от мороки, связанной с выводом акций на западные биржи. Они станут владельцами международной компании и смогут выгоднее продать золоторудный бизнес, который никогда не был профильным для “Норникеля”. А дополнительным свидетельством того, что Потанин и Прохоров готовят его продажу, может служить недавно принятое “Норникелем” решение выделить все золоторудные активы в отдельную компанию.