КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Перегорело


Реформу РАО “ЕЭС России” запомнят миллионы. В самый разгар перестройки этой корпорации жители Москвы и окрестных областей на много часов (а кто-то, возможно, и на несколько дней) остались без света, транспорта, банкоматов, мобильных телефонов и канализации. В метро застряло 20 000 человек. Половина Москвы попала в пробку. Еще чудо, что столица избежала экологической катастрофы: обошлось тем, что Волгоградский проспект залило сточными водами, а нечистоты спустили в Москву-реку. Бизнесменам еще предстоит подсчитать потери: в одной только подмосковной “Меге” без электричества на 30-градусной жаре поплыл каток, залив бутики первого этажа. Отцу энергореформы Анатолию Чубайсу даже хочется посочувствовать: сограждане и так уже ненавидели его за приватизацию и дефолт. А теперь вместо того, чтобы войти в историю как первый российский гуру менеджмента, ему придется отвечать за крупнейшую в России техногенную катастрофу.

А ведь Чубайс, начиная реформу РАО, как в воду глядел. В 2000 г. он весьма убедительно излагал следующую футурологическую теорию: к 2004–2005 гг. у российской энергосистемы закончится “запас прочности” и построенная в основном в 70-е гг. энергетика потребует гигантских инвестиций. На помощь, рассуждал Чубайс, должна была подоспеть “невидимая рука рынка”: инвесторы, привлеченные возможностью приобрести энергоактивы, вложили бы деньги в реконструкцию или строительство новых станций.

Авария на Чагинской подстанции случилась как раз в тот момент, когда ожесточенные многолетние споры о реформе РАО ЕЭС прекратились: многочисленные оппоненты Чубайса – миноритарные акционеры, чиновники старой закалки и другие – сложили оружие или вовсе ушли со сцены. Реформатор продавил свой вариант: все энергокомпании делят по видам бизнеса, после чего сети и диспетчерское управление остаются у государства, а генерация переходит в частные руки.

Победа была близка. Но, пока шли войны, энергопотребление в Москве росло на 4% в год. Видимо, к тому времени, как бизнес “Мосэнерго” распределили по 14 компаниям, в одну из которых попала и сгоревшая подстанция, запас прочности у системы уже подошел к концу. Но даже если бы подстанция простояла еще несколько лет, не дождаться ей инвестиций. Ведь ее определили в “нерыночный” кусок и присоединили к сетевой компании, которую должно было получить правительство Москвы. Словом, то ли сами реформаторы что-то напутали с “невидимой рукой”, то ли строители российской энергетики “Экономикс” не читали и всего не учли.

Недругам Чубайса эта оплошность дает отличный шанс линчевать энергореформатора. Тем более что глава РАО, по слухам, обещал Владимиру Путину лично ответить за реформу, если что не так. И от Генпрокуратуры глава РАО приглашение уже получил. Но что с того толку, если зловещий прогноз, данный в 2000 г., начнет сбываться. Кто бы ни сидел в РАО ЕЭС, сидеть нам всем без света.