Москва отключилась

Е. Стецко

В понедельник на подстанции “Чагино”, расположенной на юго-востоке столицы в районе Люблино, из-за повреждения трансформатора возник пожар. Его потушили сотрудники подстанции, а пресс-служба “Мосэнерго” отрапортовала, что энергоснабжение не прерывалось.

Но вчера утром, когда энергопотребление достигло пика, подстанция отключилась, рассказывает сотрудник “Мосэнерго”. А за ней из-за перегрузки по принципу домино отключились другие подстанции. Всего в Москве было отключено 1000 МВт из 15 000 МВт установленной мощности, утверждают в РАО ЕЭС.

К 11 часам жизнь пол-Москвы была парализована. Светофоры не работали, и на улицах столицы скопились огромные пробки. Часть веток метрополитена не работала, а оставшиеся работали со сбоями – пассажирам приходилось буквально штурмовать редкие поезда. По словам сотрудника одного из салонов сотовой связи, расположенного в центре города, на работу к 13 часам явилось меньше половины сотрудников и часть из них – вымазанные мазутом. Персоналу метрополитена пришлось эвакуировать из остановившихся в тоннелях поездов около 20 000 человек. “В офисе почти никого нет. Интернет, свет, техника – все умерло”, – жалуется сотрудник BP, офис которой находится на Павелецкой площади. Не повезло и тем, кто хотел вчера покинуть Москву. Столичным аэропортам, расположенным на юге, – “Внуково” и “Домодедово” – пришлось перейти на собственные генераторы. И хотя самолеты они принимали и отправляли исправно, улететь удалось далеко не всем желающим. Например, почти целый день не ходил электропоезд, следующий с Павелецкого вокзала до “Домодедово”. “На каждый рейс не явилось около 20 пассажиров, купивших билеты”, – сказал представитель авиакомпании “Сибирь”. Вслед за электричеством у москвичей пропала и вода, ведь из-за этого отключаются насосы, которые подают воду. И даже сотрудники главного здания “Мосэнерго” на Раушской набережной около полутора часов сидели в темноте.

Досталось и соседям. По словам губернатора Московской области Бориса Громова, были обесточены 24 города – на юге, юго-востоке и юго-западе региона. Отключения проходили также в Калужской, Тульской и Рязанской областях. По словам представителя “Калугаэнерго”, энергоснабжение региона было восстановлено в 15.00, “Тулэнерго” вчера обещало вернуть свет к 24.00. К середине дня возобновили поставки только потребителям “первой” категории – опасным химпредприятиям. О последствиях аварии для бизнеса см. статью на стр. Б1.

ГУВД Москвы вчера не располагало информацией о возможных жертвах. “Но точно сказать, есть ли жертвы, мы сможем только в четверг“, – сказал милиционер.

Несмотря на масштаб аварии, в РАО ЕЭС называют ее “точечной”. “Авария могла уйти далеко в регионы, но не ушла”, – отмечает представитель “Системного оператора” (осуществляет оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике).

Во всем виноват Чубайс

Чтобы разобраться, что произошло в Москве, президент Владимир Путин задержал вылет в Ростов-на-Дону. Вердикт он вынес быстро. “Можно говорить о недостаточном внимании РАО ЕЭС к текущей деятельности компании. Нужно заниматься не только глобальными проблемами по политике компании и ее реформированию, но и уделять внимание текущей деятельности”, – обрушился он на Чубайса. Но виноват не только шеф РАО ЕЭС, но и его подчиненные: по словам Путина, проблема связана “с низкой компетенцией тех, кто должен был обслуживать и вовремя ремонтировать все, что находится в состоянии, требующем ремонта”.

По мнению Сергея Цоя, пресс-секретаря мэра Москвы, москвичи и предприятия, которые пострадали от аварии, могут взыскать с “Мосэнерго” ущерб.

Чубайс вчера просил прощения у москвичей и заверил, что готов нести ответственность за аварию. По его подсчетам, от действий энергетиков пострадали около 1,5–2 млн человек. Объясняться Чубайсу придется перед следователями. Уголовное дело в связи с отключениями по статье 293 Уголовного кодекса (“халатность”, в случае отсутствия человеческих жертв – до трех месяцев ареста и до семи лет – в случае гибели двух и более лиц) было возбуждено прокуратурой Юго-Восточного округа Москвы еще в первой половине дня. К вечеру его забрала к себе Генпрокуратура и добавила еще одну статью – 201 (“злоупотребление полномочиями”, до пяти лет лишения свободы в случае тяжких последствий). Как пояснил сотрудник Генпрокуратуры, дело возбуждено по факту происшествия, конкретных обвиняемых пока нет, проверять же будут деятельность в первую очередь руководства РАО “ЕЭС России”, включая членов правления компании, и “Мосэнерго”. Начальник управления информации Генпрокуратуры Наталия Вишнякова сообщила, что в рамках этого дела Чубайса допросят, когда он освободится.

Невозможное возможно

Полтора года назад, когда из-за аналогичной аварии в США и Канаде без света осталось около 50 млн, Чубайс уверял, что в России “ничего подобного не случалось и случиться не должно”.

Но сотрудник “Мосэнерго” поясняет, что аварии на подстанциях происходят частенько – не реже раза в квартал. “Как правило, в этих случаях диспетчер просто отключает около 40% промышленных потребителей до исправления поломки (крупнейший потребитель “Чагино” – Московский НПЗ). Но в этот раз почему-то это сделано не было”, – рассказывает собеседник “Ведомостей”.

Устаревшее оборудование не справляется с растущими нагрузками. “Чагино” – старая подстанция, построенная в 1962 г., работает сверх своего срока. У нас много таких и они могут вылететь в любой момент. Если бы у сетей был резерв, они бы нормально перенесли рост нагрузки из-за поломки трансформатора”, – объясняет замгендиректора “Мосэнерго” Дмитрий Васильев. По его словам, тарифы на энергию слишком низки, чтобы строить новые объекты, из бюджета деньги не выделяются, а продавать активы в частные руки, чтобы в них инвестировали новые владельцы, государство не спешит.

По мнению бывшего главного инженера “Мосэнерго” Виктора Кудрявого, развитие аварии говорит о слабости всей сетевой структуры. Он напоминает, что энергопотребление в московском регионе растет на 4–4,5% ежегодно. “Дефицит мощности в Москве возник три года назад. Его можно покрыть за счет электроэнергии других регионов, но она идет через старые трансформаторы. Поэтому аварии неизбежны. Крупнейшая авария в США в 2003 г. произошла по той же причине”, – отмечает Кудрявый.

Причиной аварии может быть и идущая сейчас реформа электроэнергетики, считает он. “Мосэнерго” в процессе реформы разделилось на 14 компаний. И подстанция “Чагино” отошла не к генерирующей, а “Магистральной сетевой компании” (впоследствии она должна войти в Федеральную сетевую компанию). “Вертикальная интеграция разрушена. Это может привести к аварийным ситуациям”, – заключает он.

В отставку?

Идеологи отставки Чубайса поспешили воспользоваться аварией. Фракция “Родина” в Госдуме намерена в пятницу поставить вопрос об отставке Чубайса. “Мы давно утверждали, что Чубайсу не место в руководстве такой крупной монополии, и то ЧП, которое сегодня произошло в Москве, лишь доказывает нашу правоту”, - цитирует “Интерфакс” члена этой фракции Ивана Харченко. Не исключила этого и первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска.

Сейчас у желающих убрать Чубайса будет повод попробовать это сделать, говорит источник, близкий к Кремлю, но пока такого решения и решений о других кадровых перестановках, по его данным, не принималось. Другой источник, близкий к администрации президента, допускает, что Чубайс лишится должности из-за этой аварии. “Иначе бы президент не высказался так жестко в его адрес”, говорит он.

Премьер Михаил Фрадков вчера провел экстренное совещание с участием Чубайса. “Говорили только об устранении аварии, вопросы о наказании виновных и ходе реформы даже не затрагивался”, – рассказал “Ведомостям” пресс-секретарь Фрадкова Александр Жаров. Наказание виновных и ход реформы будут обсуждаться позже, обещает правительственный чиновник. “Наказание зависит от причин аварии”, – продолжает замминистра экономического развития Андрей Шаронов и называет отставку первых лиц, например Чубайса или Евстафьева “полной глупостью”.

Помимо изменений в руководстве РАО, возможны и изменения в ходе реформы. “Неплохо было бы провести исследование, занимались ли и оценивали ли в ходе реформирования отрасли специалисты, в каком состоянии износ оборудования и какие могут быть последствия”, цитирует Слиску “Интерфакс”. “Авария никак не связана с реформой и надеюсь, хватит здравого смысла не менять ход реформы”, – говорит Шаронов, хотя признает, что желающие это сделать найдутся. Представитель Минпромэнерго Станислав Наумов согласен, что останавливать реформу не придется. Тратить средства бюджета на модернизацию изношенных сетей и энергообъектов чиновники пока не намерены. Замена изношенных распределительных сетей должна производиться за счет тарифов, говорит директор департамента Минэкономразвтия Кирилл Андросов, а из инвестфонда деньги будут тратиться на “катализаторы роста – порты, аэропорты и дороги”.