Россия хочет вооружить Алжир


С понедельника в России находится начальник генштаба алжирской армии Салах Гайд, в ходе визита обсуждается возможность закупок крупных партий российского оружия. По словам источника в “Рособоронэкспорте”, Гайд уже провел встречи и переговоры с руководителями Минобороны, “Рособоронэкспорта” и Федеральной службы по ВТС, во вторник в Жуковском ему были показаны истребители-бомбардировщики Су-30 и Су-34. По словам менеджера одной из оборонно-промышленных компаний, это означает, что Алжиру предлагается купить 12–18 истребителей Су-30 на сумму порядка $700 млн – $1 млрд, хотя ранее планировалось поставить полусотню МиГ-29 на $1,5 млрд.

Сегодня Гайд прибудет в Петербург, где обсудит с руководством ЦКБ МТ “Рубин” вопрос ремонта и модернизации подлодок проекта 877, две штуки которых были поставлены в эту страну в конце 1980-х гг. Кроме того, на заводе “Северная верфь” ему будет показан строящийся для ВМФ России корвет проекта 20380. По словам источника в судостроительной промышленности города, ремонт поставленных ранее подлодок весьма актуален для Алжира и может принести российским корабелам не менее $100 млн. Кроме того, по словам источника в “Рособоронэкспорте”, с Алжиром обсуждается вопрос о поставках танков Т-90 и других вооружений для сухопутных войск.

По мнению редактора российско-африканского делового журнала “Аф-Ро” Андрея Маслова, перспективы российско-алжирского ВТС осложняются списанием в январе 90% долга Сирии перед Россией на сумму свыше $9 млрд. Как рассказал источник в “Рособоронэкспорте”, Алжир теперь требует списания значительной части своего долга – $3 млрд в качестве условия заключения сделок. Однако Маслов предполагает, что это не более чем переговорная позиция. “Валютные резервы Алжира достигли благодаря высоким ценам на нефть и газ $40 млрд, так что средства у него есть. А алжирская армия нуждается в закупках оружия как для борьбы с исламскими боевиками на юге страны, так и для поддержания баланса с Марокко”, – комментирует Маслов. А эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко считает, что Алжир является наиболее перспективным партнером в сфере ВТС для России среди нефтедобывающих стран Северной Африки и Ближнего Востока. “Крупные продажи оружия таким “проблемным с точки зрения США” странам, как Сирия и Иран, невозможны, а богатые неарабские страны Персидского залива сейчас не проявляют интереса к закупкам крупных партий оружия не только в России, но и на Западе”, – говорит Макиенко. При этом алжирская армия оснащена оружием советского и российского производства и продолжала закупать его последние 10 лет, что делает российские шансы на заключение новых сделок наиболее предпочтительными, говорит эксперт Центра по изучению проблем разоружения Марат Кенжетаев. Среди последних крупных сделок – поставка 22 бомбардировщиков Су-24 на $120 млн и 42 вертолетов Ми-17 на $180 млн в 2002 г.”. “К Франции, которая также пытается выйти на алжирский рынок, местные военные относятся настороженно как к бывшему противнику, да и стоит французское оружие значительно дороже”, – напоминает Кенжетаев.