Хедж-фонды отбирают хлеб у банков


Хедж-фонды, которые инвестбанки считают одними из своих лучших клиентов, понемногу превращаются в их злейших конкурентов. “Уолл-стрит больше не интересуют сложные финансовые операции или высокие риски, а хедж-фонды рисковать готовы, – говорит Роберт Стил, бывший заместитель председателя совета директоров Goldman Sachs. – Они прекрасно разбираются в том, какой бизнес может принести им более высокий доход”.

Когда американский миллиардер Малкольм Глэйзер решил купить английский футбольный клуб Manchester United, часть заемных средств ему дали банки, но все же львиную долю – $500 млн из $633 млн – предоставили три американских хедж-фонда: Citadel Investment Group, Perry Capital и Och-Ziff Capital Management.

Хедж-фонды начали предлагать финансирование и фондам прямых инвестиций. Несколько месяцев назад гендиректору фонда прямых инвестиций Clayton, Dubilier & Rice (CDR) Дону Гогелу нанесли визит топ-менеджеры компании Cerberus Capital Management, управляющей хедж-фондом. Они предложили Гогелу как кредиты для выкупа компаний, так и кредиты, которыми CDR может пользоваться до продажи компании через несколько лет. Предложение Cerberus Гогел пока не принял, но говорит, что думает об этом.

Когда в конце 2004 г. фонд прямых инвестиций Texas Pacific Group решил купить производителя одежды и аксессуаров J. Crew Group, 10-летний кредит на $275 млн предоставила компания Black Canyon Capital (ее финансирует лос-анджелесский хедж-фонд Canyon Capital Advisors). А когда в апреле в трудном финансовом положении оказался знаменитый производитель пончиков Krispy Kreme Doughnuts, помощь предложили как инвестбанки, так и хедж-фонды. В итоге Krispy Kreme получила кредит на $225 млн от Credit Suisse First Boston и американского хедж-фонда Silver Point Finance, имеющего под управлением активы на $4 млрд.

Артур Ньюман, руководитель консультационного подразделения одного из ведущих фондов прямых инвестиций Blackstone Group, говорит, что, когда он ищет потенциальных клиентов среди компаний, испытывающих финансовые трудности, его постоянно опережают хедж-фонды. “Им [компаниям] больше не нужны ни наши консультации, ни деньги инвестбанков”, – констатирует Ньюман.

Хедж-фонды приобретают все больший вес на финансовых рынках. Сейчас в мире насчитывается около 4000 хедж-фондов, управляющих активами более чем на $1 трлн. Используя займы, хедж-фонды могут инвестировать в три-четыре раза больше, чем у них есть собственных средств; инвестбанки лишены такой возможности.

Поскольку хедж-фонды мало сообщают общественности о своей деятельности, трудно предсказать, как они смогут одновременно справиться и с рисками по трейдинговым операциям, и со своими новыми обязанностями кредиторов. Нередко хедж-фонды дают ссуды компаниям не столько для того, чтобы спасти их от банкротства, сколько для того, чтобы купить их. В таких случаях хедж-фонд даже может увеличить размер финансирования, чтобы компания не смогла расплатиться, и фонд из кредитора превращается в собственника. (WSJ, 26.05.2005, Татьяна Бочкарева)