“Патэрсону” не везет в регионах


В Новосибирске у “Патэрсона” не задалось с самого начала. Осенью 2003 г. ритейлор заключил договор об аренде 3000 кв. м в строящемся торговом комплексе “Фестиваль”. Этот магазин должен был стать первым из десятка новосибирских “Патэрсонов”, говорил тогда гендиректор сети Юрий Яковчик, обещая вложить в развитие своей новосибирской сети $10 млн. Но незадолго до сдачи “Фестиваля” в эксплуатацию “Патэрсон” разорвал отношения с компанией “Турсиб”, которая владеет комплексом. Менеджер “Патэрсона” пояснил, что стороны не сошлись в условиях оплаты: “В Новосибирске нам предлагали арендовать площади за $35–100 за 1 кв. м в месяц, в то время как в других городах ставка не превышает $200 за 1 кв. м в год”.

В “Турсибе” отказались комментировать суть разногласий с “Патэрсоном”, однако сообщили, что сейчас площади, предназначавшиеся этой сети, заняла местная “Холидей-Классик” и ставка аренды у них та же, что предлагалась и “Патэрсону”. “Возможно, после того как ставки аренды снизятся, “Патэрсон” пересмотрит свои планы относительно Новосибирска. Пока же в бизнес-плане на ближайшие пять лет нет ни Новосибирска, ни других сибирских городов”, – резюмирует менеджер “Патэрсона”.

Аналогичные проблемы возникли у “Патэрсона” и в других регионах. В Самаре арендодатель в июне 2004 г. разорвал отношения с сетью и выселил ее из своего торгового комплекса из-за того, что “Патэрсон” не согласился с изменением условий аренды. Судебные разбирательства сеть проиграла. Нижегородская компания “Жанто”, которая собиралась сдать в аренду торговые площади “Патэрсону”, также передумала и заключила договор аренды с местным оператором. Владелец “Жанто” Евгений Топтыгин объясняет это тем, что “Патэрсон” “тормозил проект”. “Возможно, у компании закончились средства, поскольку они развивают сеть и в других регионах, “полагает Топтыгин.

Полгода назад “Патэрсон” объявил, что начинает продавать франшизу на свою марку. Директор по франчайзингу “Патэрсона” Филипп Ярославцев рассчитывает, что франчайзинговая программа ускорит появление “Патэрсона” в Сибири, но признается, что пока он получил лишь одну заявку от претендента из Новосибирска. По словам Ярославцева, франшиза “Патэрсона” стоит от $20 000 (право открытия нескольких магазинов) до $100 000 (лицензия на регион).

“Когда мы говорили о намерениях развиваться в регионах по франшизе, подразумевали регионы, в которых нецелесообразно развиваться самим, – это либо удаленные регионы, расположенные за Уралом, либо регионы с ограниченной емкостью рынка. Мы действительно ищем франчайзи в Нижнем Новгороде и Новосибирске, ведем переговоры. А вот в Краснодарском крае, Сочи, Адлере будем открывать магазины сами”, – говорит гендиректор “Патэрсона” Юрий Яковчик.