Уроки Грузии: Пять принципов реформатора


По территории бывшего Советского Союза прокатилась волна перемен. Ясно, что после революционных событий в Тбилиси, Киеве и Бишкеке старый статус-кво навсегда исчез. Авторитарные правители не могут больше игнорировать народные настроения, а люди объединяются, требуя свободу.

В четверг Грузия отмечала День независимости. Спустя 18 месяцев после революции роз мы поняли несколько истин, первая и главная из которых – то, что легче сделать революцию, чем превратить развалившееся государство в успешную демократию.

Мы унаследовали парализованное госуправление. Немедленная помощь в размере нескольких миллионов долларов в рамках программы развития ООН позволила резко изменить положение. Мы значительно повысили зарплаты 200 сотрудникам налоговой службы и группе следователей, боровшихся с коррупцией, что привело к росту налоговых поступлений. Госбюджет увеличился в четыре раза, и теперь госслужащие получают приличную зарплату. Отчаявшись после нескольких месяцев попыток реформирования коррумпированной полиции, мы решили уволить все 15 000 полицейских и нанять новых сотрудников. Реформированная служба была экипирована по образцу современных полицейских сил Европы, а жалованье было увеличено в 10 раз. Эта хирургическая операция привела к быстрому и полному восстановлению способности грузинского государства поддерживать правопорядок в стране. Новая полиция получила поддержку 95% населения, и грузинский народ теперь видит в полицейских своих защитников, а не хищных зверей. Мы предприняли важные реформы и в других секторах. Сейчас идет процесс отмены большинства лицензий для поддержки инвесторов и предпринимателей. Мы отвергли советы МВФ, резко снизили налоговые ставки и достигли своей цели – общий объем налоговых поступлений возрос.

Мы учились на собственных ошибках, а также ошибках и успехах реформаторов Восточной Европы. Экономическая “шоковая терапия” работает. И это действительно единственный способ создать рыночную экономику на месте криминальной. К сожалению, величайшая угроза молодой демократии исходит не от внешних врагов, а от преступности и коррупции, которые десятилетиями процветали при коммунистическом режиме.

Есть несколько ключевых принципов для всех реформаторов – нынешних и будущих. Во-первых, окно возможностей для демократической реформы очень узкое. Каждый реформатор должен знать, что прыжок в будущее надо делать быстро. То, что было легко возможным сразу после революции, становится трудновыполнимым спустя всего несколько месяцев, даже при парламентском большинстве и широкой народной поддержке.

Во-вторых, реформа должна быть полной. Нельзя реформировать одни части госструктуры, оставляя другие в прежнем состоянии. Реформа экономики без одновременного укрепления правопорядка приведет к неудаче. Реформа должна быть непрерывной, без пауз. Такой подход требует видения целей страны и систематического плана их достижения.

В-третьих, народ – лучший союзник реформаторов. Непопулярных реформ не может быть в принципе. Скорее есть реформаторы, которым не удается разъяснить свою программу. Реформаторы вряд ли преуспеют, если они враждебны большинству избирателей и не имеют общественной поддержки. Публичные дебаты по поводу реформ тем самым становятся главным условием их успеха. Чем более открыто общество и более прозрачна власть, тем выше шансы на конечный успех.

В-четвертых, реформаторы обязаны построить государственные институты, которые будут сохраняться и после окончания их должностных сроков. Свободное демократическое государство – это не просто выборы или личности. Это институциональные основы, которые позволяют сохранить личные и экономические свободы, поддерживают законность и защищают все части общества.

Наконец, реформаторов не должно останавливать желание постоянно сохранять общество в состоянии счастья. Им придется смириться с тем, что рано или поздно их избиратели будут разочарованы в них и проголосуют против. Настоящей наградой для любого реформатора является преобразованное общество, которое он оставляет за собой. (FT, 27.05.2005)