“Юганск” подорожал


Замминистра экономического развития Андрей Шаронов заявил вчера журналистам, что нанятые правительством оценщики – “2К-Аудит” и Morgan Stanley – оценили “Роснефть” в диапазоне $20–28 млрд. По его словам, эти данные еще могут измениться “как в ту, так и в другую сторону”. В “2К-Аудит” и Morgan Stanley отказались комментировать озвученные чиновником цифры. Но два источника, знакомых с докладом Morgan Stanley, подтвердили, что эти цифры очень близки к указанным в докладе оценщиков.

Полгода назад те же эксперты оценили “Роснефть” вчетверо дешевле – в $7–8,5 млрд, а Dres-dner Kleinwort Wasserstein, оценивавший “Роснефть” для “Газпрома”, – в $6 млрд. Но Кремлю новые цифры кажутся справедливыми. “Роснефть” подорожала потому, что получила крупный актив – “Юганскнефтегаз”, объясняет чиновник администрации президента.

Власти по сути признали, что продали “Юганскнефтегаз” по заниженной цене, считают аналитики. По словам Дмитрия Лукашова из “Атона”, победитель аукциона, купивший “Юганск” всего за $9,35 млрд, получил премию в $14 млрд. Аналитик Standard & Poor’s Елена Ананькина удивлена, что покупка “Юганскнефтегаза” увеличила стоимость “Роснефти” в несколько раз. “Чтобы сделать это приобретение, “Роснефть” увеличила свой долг, который приближается к $20 млрд”, – напоминает она.

Оценщики исходили из того, что цены на нефть будут расти, а риски, связанные с ростом налогового долга “Юганскнефтегаза”, напротив, уменьшаются, объясняет собеседник “Ведомостей”, знакомый с результатами оценки. Он допускает, что окончательная оценка стоимости “Роснефти” окажется еще выше. “Роснефть” пытается взыскать с “ЮКОСа” $11,5 млрд и в случае успеха сможет претендовать на другие активы опальной компании, говорит он.

Чиновникам выгодно, чтобы “Роснефть” подорожала, поскольку они готовят размещение акций госкомпании, констатирует директор Института энергетической политики Владимир Милов. Правительство решилось на IPO “Роснефти”, чтобы рефинансировать огромный кредит, который ему придется привлечь для выкупа 10,74% акций “Газпрома”. Предполагается, что кредит будет оформлен на государственное ОАО “Роснефтегаз”. В эту компанию внесут акции “Роснефти”, и с этой целью уже одобрена допэмиссия на $26 млрд.

Вчера замглавы Минпромэнерго Иван Матеров заявил, что в рамках IPO правительство может продать блокпакет акций “Роснефти” и на покупку акций госкомпании будет много иностранных претендентов. “Заинтересованы в этом многие – от китайцев до американцев”, – цитирует Матерова агентство “Интерфакс”.

Крупнейшие нефтегазовые компании мира не скрывали интерес к российским активам, а китайская CNPC и индийская ONGC даже вели переговоры с правительством. Но потенциальных претендентов на “Роснефть” “Ведомостям” найти пока не удалось. Менеджер ExxonMobil сомневается, что его компанию заинтересует IPO “Роснефти”. Ни одна из американских компаний не согласилась участвовать в аукционе по “Юганскнефтегазу”, замечает он. В ONGC и Total “Ведомостям” сообщили, что решение о покупке будет приниматься в зависимости от условий размещения, такой же, по мнению руководителя российско-китайского Центра торгово-экономического сотрудничества Сергея Санакоева, будет и позиция CNPC.

Топ-менеджер крупного инвестиционного банка призывает не торопиться с выводами. “У рынка память короткая, а западным инвесторам не хватает российских бумаг, – рассуждает он. – Так что IPO “Роснефти” может пройти успешно, и за ее блокпакет правительство может выручить $7–8 млрд”. Он не исключает, что IPO может состояться уже в ноябре этого года.

В “Роснефти” отказались от комментариев.