“АвтоВАЗ” экономит на всем


В докладе на собрании акционеров председатель совета директоров “АвтоВАЗа” Владимир Каданников признался, что 2005 год для завода будет сложным. По его словам, растут издержки, что связано с инфляцией и тарифной политикой монополий. Но и цены на автомобили поднимать уже некуда. “Невозможно в полном объеме переложить эти затраты на покупателя в условиях жесткой конкуренции, существующей динамики курса рубля”, – сказал он. По его словам, к этому добавляется необходимость финансирования новых проектов и погашения кредитов в размере более 10 млрд руб.

Поэтому ключевой задачей для “АвтоВАЗа” станет сокращение расходов и сдерживание роста цен на автомобили. По подсчетам Каданникова, с 2000 по 2004 г. цены на вазовскую продукцию выросли на 38%. Он отметил также, что в связи с прекращением 11-й смены необходимо сократить 4000 человек. Ранее вице-президент по маркетингу и сбыту “АвтоВАЗа” Владимир Кучай заявлял, что план на 2005 г. снижен с 730 000 до 694 000–696 000 автомобилей.

А после собрания акционеров Каданников рассказал журналистам, что для сокращения издержек вице-президентам автозавода поручено разработать предложения по выводу непрофильных активов в самостоятельные компании. Президент “АвтоВАЗа” Виталий Вильчик не обозначил сроки начала реструктуризации, заметив, что до конца 2005 г. решение может быть еще не принято.

“АвтоВАЗ” последним из российских автогигантов задумался о снижении издержек. Ульяновский и Горьковский автозаводы уже давно начали процесс реструктуризации, с тем чтобы оставить у себя лишь собственно автосборочное производство. Представитель “Северсталь-Авто”, в который входят УАЗ и Заволжский моторный завод, говорит, что, хотя реструктуризация и далека от завершения, в 2004 г. компания сократила издержки на 3–5%.

Как выяснилось, затягивается и реализация нового СП между “АвтоВАЗом” и General Motors – завода по производству двигателей и трансмиссий в Тольятти. Как рассказал Каданников, новые двигатели будут в среднем на $800 дороже нынешних. “Вазовские маркетологи считают, что такое удорожание автомобиля может резко снизить его конкурентоспособность, – пояснил представитель автозавода. – Поэтому рассматриваются возможности снижения себестоимости двигателя”.

Обновление модельного ряда “АвтоВАЗа” пока также буксует. Каданников заявил, что до 2008 г. график финансирования “АвтоВАЗа” предусматривает вложения в проекты Kalina и Priora, а принципиально новая модель может быть поставлена в производство не раньше 2009 г. Он пояснил, что новая модель будет позиционироваться в “верхнем пределе класса С”. По его словам, сейчас работы идут в двух направлениях – разработка новой платформы на “АвтоВАЗе” и совместно с General Motors. Каданников сказал, что в итоге разработка будет выбрана на тендерной основе, но сроки окончания работы не обозначил. Как пояснил источник в научно-техническом центре “АвтоВАЗа”, работы на предприятии по этому проекту “идут вяло” из-за недостаточного финансирования.

Аналитик компании “Метрополь” Денис Нуштаев считает, что у “АвтоВАЗа” практически нет резервов для снижения издержек, кроме реструктуризации активов, которая сделала бы бюджеты каждого из предприятий более прозрачными. “Проводить реструктуризацию компании, так же как и сокращение персонала, можно и нужно, – соглашается аналитик “УралСиба” Вячеслав Смольянинов. – Но “АвтоВАЗу” как основному работодателю в городе сделать это в короткие сроки будет сложно”. Смольянинов считает, что сейчас “АвтоВАЗ” не должен вкладывать средства в крупные проекты вроде разработки новой модели или в строительство завода двигателей. “Для автомобиля вазовской сборки удорожание на $800 слишком велико”, – говорит он.