Министерства напрасного труда


Из 1248 приказов и инструкций федеральных министерств и ведомств, поданных в Минюст в прошлом году, были зарегистрированы лишь 843. При этом, по словам директора департамента Минюста Евгения Забарчука, в регистрации 206 актов было отказано из-за их несоответствия федеральному законодательству (остальные просто не требовали регистрации в Минюсте). Рекордсменом среди “бракоделов” стал бывший Госстрой, а ныне Росстрой – ему Минюст в прошлом году вернул 74% поданных на регистрацию актов. За Росстроем следуют Минкультуры и Минтранс, у которых забраковано по 43% актов, Министерство по налогам и сборам, преобразованное в Федеральную налоговую службу (ФНС), с 21% забракованных актов и Минфин с примерно 20%. Зато все в порядке у ФСБ и Госнаркоконтроля, их акты не вызвали у Минюста возражений.

При этом некоторые ведомства, например та же ФНС, не спешат приводить свои акты в соответствие с требованиями Минюста. По словам управляющего партнера юридической компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Сергея Пепеляева, часто не только отказ Минюста в регистрации акта, но и решение суда, его отменяющее, для чиновников не указ. “Так, два приказа МНС о создании инспекций для крупнейших налогоплательщиков в Москве, существенную часть которых еще в ноябре 2004 г. признал не соответствующей закону Высший арбитражный суд, до недавнего времени продолжали выполняться”, – говорит он.

В Госстрое, Минкультуры, Минтрансе и ФНС от комментариев отказались. Представитель Минфина Андрей Сайко заявил, что в этом году из 67 приказов его министерства Минюст не стал регистрировать только один. Зато все еще не рассмотрены несколько приказов, отправленных в прошлом году, и Минфин до сих пор не получил никаких комментариев, чем вызвана задержка.

По мнению директора Центра проблем госуправления Павла Кудюкина, “главная проблема – жуткий дефицит квалифицированных юристов на госслужбе, поскольку они предпочитают частный бизнес”. В результате подготовкой документов занимаются или старики, или молодежь, которая надолго на госслужбе не задерживается и уходит в тот же бизнес, констатирует Кудюкин. Однако, по мнению партнера юридической компании “Джон Тайнер и партнеры” Валерия Тутыхина, “в той же налоговой службе на самом деле работают весьма квалифицированные юристы”. По мнению Тутыхина, нормативный “брак” в работе министерств и ведомств – нередко следствие не низкой квалификации юристов, а их ангажированности лоббистами.