ОРИЕНТИРЫ: Торговые центры. На грани насыщения


Дефицит земельных участков в Москве, сложность их получения, начавшаяся стабилизация рынка, а также поиск дополнительных доходов и жажда роста привели московских и зарубежных торговых операторов в регионы России. Подводя итоги 2004 г., большинство аналитиков рынка сошлись на мнении, что прошедший год стал пиком в истории российского регионального строительства торговых центров (ТЦ) современного формата, приближенного к международным стандартам. В лидеры по объемам реализованных и заявленных проектов вышли такие ритейлоры, как IKEA со своими комплексами “Мега”, и компания Metro. Они же, как правило, становятся девелоперами и инвесторами торговых павильонов. А среди отечественных сетей – “Перекресток”, “Пятерочка”, “Мосмарт”, “Спортмастер”, “МИР”, “М.Видео”. Эти операторы успевали открывать торговые точки в нескольких городах одновременно. Среди российских девелоперов заметно выделяются по количеству проектов ГК “Время”, АФК “Система”, “Перекресток-Девелопмент”, “РосЕвроКапитал”, “Торговый квартал – Регион”.

Однако скоро выяснилось, что и региональные просторы не бесконечны. Торговый бум начинался с городов с численностью населения более 1 млн человек, где доходы составляют 4000–8000 руб. в месяц на одного жителя. Помимо Санкт-Петербурга это Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Самара, Волгоград. Они же сейчас становятся первыми пунктами, в которых потенциал рынков торговой недвижимости и ритейла иссякает. Например, в Казани к 2006 г. должно появиться пять ТЦ нового формата. Это “Орленок” (40 000 кв. м), “Парк-Хаус” (54 000 кв. м), “Мега” (130 000 кв. м), “Тандем” (62 000 кв. м), “Спартаковский” (21 000 кв. м). В 2007 г. планируется ввести в строй еще девять ТЦ совокупной площадью 177 200 кв. м. Таким образом, вместе с уже действующими комплексами (268 000 кв. м) общая площадь крупных ТЦ в городе через три года достигнет 753 050 кв. м. Цифра же в 1 млн кв. м ТЦ является пределом для этого города, так как уровень дохода местного населения – и имеющиеся у потребителей свободные деньги – недостаточен, чтобы освоить больше 1 млн кв. м площадей в торгцентрах.