Время упрощать


“Излишне затянутой и громоздкой” назвал президент Владимир Путин процедуру рассмотрения ежегодных законов о федеральном бюджете в своем недавнем бюджетном послании. С 2006 г. этот недостаток будет ликвидирован: как и все остальные законы, бюджет будет проходить три чтения вместо четырех. “Это революция в бюджетном процессе”, – утверждает руководитель экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович. В рамках упрощения бюджетного процесса будут разделены обязательства государства на действующие (установленные законами и договорами) и принимаемые (повышение зарплат, госинвестиции), говорит Дворкович.

Через год процедура будет выглядеть так: в первом же чтении депутатам предстоит утвердить основные параметры всего бюджета, общую сумму текущих обязательств – в первые годы это примерно 90% всех трат – и ее распределение по статьям. После этого текущие расходы изменяться уже не будут. Во втором чтении депутаты будут обсуждать принимаемые обязательства, а также межбюджетные трансферты и текстовые статьи, а в третьем – бюджет в целом. По минфиновскому проекту трехлетнего финансового плана в 2006 г. действующие обязательства составят 3,7 трлн руб. На новые (принимаемые) обязательства министерство Алексея Кудрина сначала изыскало лишь 67,3 млрд руб., тогда как сумма заявок была вшестеро больше: одно лишь удвоение пенсий грозило полностью съесть эту часть бюджета.

Некоторые действующие обязательства (например, расходы на коммунальные услуги и топливо) будут индексироваться “автоматически”, иначе в реальном выражении они сократятся из-за инфляции, рассказывает директор департамента бюджетной политики Алексей Лавров. Траты, которые можно сразу планировать “напрямую” (расходы на выплату долга и инвестиционные проекты), индексироваться не будут. А повышение зарплат скорее всего будет проходить в разделе принимаемых обязательств, говорит Лавров.

Новая бюджетная процедура лишает депутатов возможности “взвешивания расходов и конкурентного определения приоритетов бюджетной политики через переброску средств между разделами”, полагает один из авторов действующего Бюджетного кодекса депутат Госдумы Оксана Дмитриева. Утверждать текущие расходы “автоматически” имеет смысл только в странах, где хорошо поставлен контроль за эффективностью госрасходов, считает она.

Идея зафиксировать текущие обязательства и тратить меньше времени на ежегодное объяснение самим себе их необходимости правильная, но труднореализуемая, считает Владимир Редькин из Центра фискальной политики, ведь расходы “плавают” даже на уровне отдельных учреждений.

Хотя пока разделение расходов на два типа кажется произвольным, сделать его необходимо, уверен Илья Трунин из Института экономики переходного периода, ведь от текущих расходов отказаться нельзя, не сокращая объем предоставляемых государством услуг, а планировать новые расходы можно “по возможности”. В результате бюджетники смогут прогнозировать свои расходы, в то время как сейчас правила меняются ежегодно, отмечает член аграрного комитета Андрей Кнорр. Но возможности Госдумы реагировать на изменяющуюся ситуацию в экономике уменьшатся, добавляет он.