ВНЕШНИЙ ДОЛГ: Погашение-2008


Во-вторых, в случае досрочного погашения внешнего госдолга сместятся ориентиры для заимствований корпоративного сектора, включая госкомпании. При отсутствии ликвидных государственных валютных обязательств еврооблигации “Газпрома” и (если они будут выпущены) РЖД, скорее всего, окончательно станут восприниматься как квазигосударственные. Прозрачность финансов и управления в этих компаниях, недопущение даже минимального сомнения в качестве эталонных заемщиков должны стать предметом заботы госорганов, поскольку эти заемщики будут определять внешнюю кредитоспособность всего российского бизнеса и даже самого российского государства.

Договоренности России и Парижского клуба о досрочном погашении части долга открывают новую страницу в экономической истории нашей страны. Бессмысленно спорить о рациональности досрочной уплаты долга. Но важно понять, что будет происходить дальше с российским долгом (внутренним и внешним) и корпоративной задолженностью.

В отношении межгосударственных долгов все относительно прозрачно: министр финансов заявил, что уже в декабре страны-кредиторы могут ожидать от России следующего “предложения, от которого нельзя отказаться”. Если стабилизационный фонд продолжит наполняться высокими темпами, Россия сможет спокойно проплатить остаток долга Парижскому клубу в $28 млрд до конца 2008 г. Естественно, какая-то часть долга не будет предъявлена к погашению, но его обслуживание в этом случае перестанет оказывать какое-либо существенное влияние на российский бюджет.

Объемы стабфонда даже после выплаты $28 млрд будут превышать законодательно установленный “неприкосновенный остаток” и досрочное погашение всего внешнего долга представляется наиболее очевидным направлением использования этих средств. Во-первых, Россия все равно вынуждена обслуживать выпущенные еврооблигации, многие из которых имеют высокую купонную ставку. Размер российского рыночного долга к концу 2007 г. сократится до примерно $32 млрд после планового погашения нескольких еврооблигаций в 2005–2007 гг., однако расходы на его обслуживание все равно останутся высокими. Основные причины этого – начинающаяся в 2007 г. амортизация самого большого выпуска еврооблигаций ($18,4 млрд, с погашением в 2030 г.) и одновременное повышение купонной ставки по ним до 7,5%. Даже в обстановке налогового изобилия снятие нагрузки и валютного риска с бюджета выглядит достаточно разумным. Во-вторых, полное погашение внешнего долга эффектно с точки зрения имиджа нынешней власти и может обеспечить ей почетное место в финансовой истории России как первой честно и полностью выплатившей доставшиеся ей от предшественников долги.

Досрочный выкуп бумаг, подлежащих погашению после 2008 г., вполне реален. Комбинация оставшихся средств стабфонда и внутренних заимствований обеспечит государству необходимый финансовый ресурс для постепенной скупки всех валютных облигаций, стоимость которых по текущему курсу составляет почти $40 млрд. Поскольку юридически досрочное погашение выпущенных еврооблигаций невозможно, наиболее реальным вариантом представляется скупка внешнего долга на открытом рынке через аффилированные с государством структуры. Сконцентрированный у полугосударственных структур портфель может быть переложен “из одного кармана в другой”, например, путем добровольного обмена на длинные рублевые бумаги. Это позволит обойти политическую неприемлемость выкупа государством собственной задолженности по цене, значительно превышающей ее номинал. При таком сценарии развития событий уже в 2008 г. Россия может и вовсе оказаться страной без внешнего долга. Однако в этом случае кроме положительных аспектов могут появиться как минимум три проблемы.

Во-первых, структура управления внутренним госдолгом мало изменилась со времен кризиса 1998 г. и не отвечает новым реалиям. Ей не хватает прозрачности, продуманности и предсказуемости. Более того, необходимо создать защитный механизм, который бы не позволял будущим российским правителям, оказавшимся без долгов, делать необоснованные займы на невыгодных условиях. Ведь это было одной из главных причин дефолта и проблем с урегулированием “советского” долга.

В-третьих, при выкупе рыночного долга в очередной раз сузится круг активов, в которые могут быть вложены пенсионные накопления и резервы. Данная проблема может быть решена разными способами: от активного стимулирования перехода граждан к частным управляющим компаниям и негосударственным фондам до рассматриваемого сейчас властями плана по централизованной передаче накоплений “молчунов” в управление частным компаниям для вложения средств в другие активы или на других рынках.

Досрочное погашение внешнего долга правильно и своевременно, а уход с рынка валютных долгов закроет непродолжительную, но очень беспокойную кредитную историю новой России. Однако, искренне радуясь за то, что наша страна опровергает поэта-правдоруба, утверждавшего, что “ей можно что-то дать насильно, а взять обратно – никогда!”, не следует забывать о побочных эффектах этого радостного события. Иначе уже через несколько лет большинство позитива может пойти насмарку.