Надежда на третий мир


В этом году ГАЗ планирует экспортировать 50 800 автомобилей, а к 2010 г. – до 100 000 штук в год, сообщил “Ведомостям” Александр Ливадченко, гендиректор торгового дома “Русские машины” (сбытовая структура ГАЗа). Наиболее перспективными рынками Ливадченко называет Турцию, ЮАР, Ирак, Иран, Афганистан, Европу, а также некоторые страны СНГ. В основном на экспорт будут поставляться бортовые и пассажирские “ГАЗели”. И только в Ирак – “Волги”.

В этом году в Турцию планируется поставить около 7500 автомобилей, сообщил заместитель гендиректора “Русских машин” Сергей Шунин. По его мнению, ГАЗ может продавать в Турции до 20 000 автомобилей в год. А летом этого года автозавод надеется выиграть тендер правительства ЮАР на поставку 30 000 микроавтобусов, добавил Ливадченко. По его словам, в течение пяти лет поставки в эту страну могут достичь 80 000 автомобилей с правым рулем.

В этом году ГАЗ планирует поставить около 11 500 машин в Ирак, 2500–3000 – в ЮАР, 2000–2500 машин в Восточную Европу и около 1000 в Афганистан, сказал Ливадченко.

В странах СНГ автозавод будет наращивать поставки в Узбекистане (план по продажам на этот год – 1500–2000 автомобилей) и Таджикистане (500 автомобилей и строительство автоцентра).

К 2010 г. доля экспорта в общем объеме продаж ГАЗа составит 30–40%, из которых половина будет поставляться в страны СНГ, а половина – в страны дальнего зарубежья, рассчитывает Ливадченко. По данным Шунина, сейчас лишь 23% экспорта – это поставки в страны дальнего зарубежья, а доля экспорта в общем объеме продаж ГАЗа составляет 22%.

ГАЗ сделал ставку на экспорт, так как в развивающихся странах ощущается дефицит недорогих машин, говорит руководитель пресс-службы ГАЗа Олег Гамов. Он признает, что рентабельность от реализации автомобилей за границей на 30–40% ниже, чем на внутреннем рынке. Но завод решает стратегическую задачу – закрепиться на других рынках. “В каждой стране мы рассчитываем занять не менее 3–4%”, – добавляет Ливадченко.

Затраты на экспортную программу со стороны ГАЗа – это лишь обучение персонала для обслуживания автомобилей “ГАЗ”. “В каждой стране совместно с партнерами будут создаваться дилерские центры и фирменные станции техобслуживания, обучаться персонал”, – уточнил Шунин.

Участники рынка и эксперты считают, что за счет экспорта ГАЗ может подстраховаться на случай снижения продаж автомобилей в России.

Сейчас продажи “Волг” падают, а “ГАЗелей” – остаются на прежнем уровне, отмечает нижегородский дилер ГАЗа, просивший не упоминать его имени. Чтобы не снижать объемы производства, автозавод и ищет новые рынки, пояснил он. Другой нижегородский дилер говорит, что за последние два месяца продажи автомобилей ГАЗа выросли, но лишь после того, как он снизил наценку на автомобили “ГАЗ” на 1–1,5% в сравнении с прошлым годом.

Аналитик UFG Елена Сахнова называет планы ГАЗа верными. Так как продажи автомобилей ГАЗа в России не растут, говорит она, нужно выходить на другие рынки. Спрос на “Волги” в России уже падает, а на среднетоннажные грузовики и микроавтобусы стабилен, но с тенденцией к снижению, поясняет Сахнова.

Она считает, что российские автомобили востребованы в развивающихся странах и странах Ближнего Востока. А помешать планам ГАЗа удвоить экспорт может введение пошлин. “Например, Турция сейчас активно развивает собственное производство западных моделей автомобилей”, – отмечает она.