Пассажиров потеснят


Грузовые и пассажирские пароходства уже несколько лет не могут решить, кому из них стоит сократить количество перевозок по Волго-Балтийскому каналу. Недавно эта тема обсуждалась на специальном совещании в Росморречфлоте. Как следует из протокола совещания (копия имеется в распоряжении “Ведомостей”), на нем решено, что проблему нужно решать за счет сокращения роста судов на туристском маршруте Москва – Петербург. “Юридически ограничить круизные перевозки невозможно, но на практике выполнимо”, – пояснил “Ведомостям” чиновник Росморречфлота. Для пассажирских судов составляется специальный график движения, а для грузовых судов – нет. Чтобы включить судно в этот график, необходим определенный пакет документов. И если раньше пассажирские пароходства получали послабления, то теперь их не будет, отмечает он.

Грузоперевозчики одобряют решение Росморречфлота. “Пассажирские перевозки по сравнению с 2004 г. практически не выросли, а грузоперевозки растут серьезно, – говорит замгендиректора “Волготанкера” Андрей Клейменов. – Только “Волготанкер” планирует нарастить перевозку нефти по этому маршруту в 2005 г. на 25–30%”. Президент Ассоциации судоходных компаний Николай Смирнов считает решение компромиссным. На Волго-Балте действует запрет на совместное шлюзование грузовых и круизных пароходов – пассажирские суда проходят через шлюзы первыми, и танкеры могут ждать своей очереди по нескольку часов. Грузоперевозчики просили Минтранс отменить это правило, но оно оставлено в силе, объясняет Смирнов.

А вот совладелец Московского речного пароходства Роман Троценко возмущен. “Пассажиры ничем не хуже, чем нефтепродукты, – говорит он. – Ограничения нужно вводить прозрачно, определить квоты и вне зависимости от типа судов продавать их на открытом аукционе, а полученные деньги направлять на расширение канала”. С ним согласен и чиновник Росморречфлота. По его словам, средств на расширение канала действительно нет, но решать проблему за счет пассажирских судов не справедливо, так как грузовые суда больше эксплуатируют этот маршрут – на прохождение шлюзов у танкеров 87% времени суток, а на пассажирские суда всего 13%.

Президент турфирмы KMP-group Владимир Канторович считает, что на этом сезоне ограничения Росморречфлота уже не скажутся, так как расписание для круизных судов составляется почти за год до сезона – в конце осени. Но в следующем году пассажирские перевозчики могут понести ощутимые убытки. Спрос на маршрут Москва – Санкт-Петербург на историческом максимуме, считает Канторович. “Сюда переведены все суда подходящего типа, даже с маршрутов Москва – Астрахань и Москва – Днепр. Каждое судно на этом маршруте приносит $2–2,5 млн дохода в год, и его исключение из расписания – серьезный удар по пароходствам”, – добавляет он.