Работать в России выгоднее, чем в Италии


Раз в год Forbes составляет индекс “налогового счастья”: журнал оценивает, сколько компании из разных стран тратят на то, чтобы выплатить своим работникам одинаковое вознаграждение. Россия второй год подряд располагается почти на вершине списка. По данным Forbes, налоговые расходы на зарплату ниже лишь в Объединенных Арабских Эмиратах, на Мальте и в Грузии.

Российский работник с ежегодным окладом в 100 000 евро после выплаты подоходного налога (13%) получит на руки 87 000 евро. Еще около 2526 евро доплатит государству его работодатель: столько составляют затраты на единый социальный налог и отчисления на обязательное медицинское, пенсионное и социальное страхование. На Мальте сотруднику с таким же окладом достанется на 7162 евро больше, а его компания заплатит всего 295 евро социального налога. В аутсайдерах в рейтинге Forbes оказалась Италия. Подоходный налог и обязательные индивидуальные взносы уменьшают номинальную зарплату итальянца в 100 000 евро почти вдвое – до 55 245 евро, а его компания должна заплатить еще 41 894 евро социальных отчислений.

В целом за 2004 г. налоговый климат в мире смягчился. Несколько государств снизили ставки налогов и заменили прогрессивную шкалу – когда ставка налога растет вместе с налоговой базой – на плоскую, пишет в Forbes налоговый адвокат Джек Андерсон. В частности, вслед за Гонконгом на плоские налоговые ставки перешли страны Восточной Европы, Балтии и Грузия. По мнению Андерсона, от этого их налоговые доходы повысились, а экономика выиграла. Даже страны с традиционно высокими налогами, такие как Швеция, вводят облегченные налоговые режимы, снижая налоги для холдинговых компаний, добавляет партнер юридической компании Salans Олег Коннов.

Но до всеобщего налогового счастья еще далеко. В Румынии, например, социальные платежи достигают 47% от заработной платы. В Бразилии это 37,3% и еще 26,1% составляет налог на доходы и другие индивидуальные платежи. Но налоги становятся решающим фактором, когда компании выбирают, где им разместить производство. На это в первую очередь ориентируется Intel в поисках места для строительства завода, говорит CEO компании Пол Оттелини. На налоги, по его словам, приходится пятая часть операционных издержек холдинга.

Налоговая нагрузка на зарплату в России действительно конкурентоспособна, соглашается старший советник по налогообложению Shell Exploration & Production Андрей Сухов. Ставка подоходного налога – одна из самых низких в мире, если не считать офшорные территории, напоминает он. “Не самая страшная” и максимальная ставка ЕСН – 26%, к тому же крупные компании, в которых средний оклад сотрудника больше $833, платят его по пониженной 10%-ной ставке, говорит Сухов. По крайней мере столичные компании широко пользуются регрессией, подтверждает Коннов.

В регионах, впрочем, зарплаты меньше, так что работодатели платят ЕСН по полной, замечает старший юрист CMS Hasche Sigle Игорь Шиков. По данным Росстата, в апреле средняя зарплата в России составляла 8093 руб. – почти в три раза ниже порога, после которого ЕСН начинает регрессировать. К тому же компаниям приходится платить налог даже с командировочных расходов и больничных выплат, если они превышают официальные нормативы, замечает Шиков. “Я не знаю, для кого сделана регрессия, – программисты таких зарплат не получают, и по налогам мы совершенно неконкурентоспособны”, – заявляет президент холдинга IBS Анатолий Карачинский, оценивающий затраты IT-компаний на оплату труда в 70–80%.

В России очень либеральный подоходный налог, но пониженный ЕСН может платить лишь узкий круг компаний, резюмирует экономист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. По его подсчетам, лишь 3–4% работников в нефтяной и газовой отраслях, примерно 2,4% банковских служащих и 0,4% работников торговли, телекоммуникационного сектора и строительства получают зарплату выше 75 000 руб. в месяц (эффективная ставка ЕСН при этом опускается до 12,3%). Так что в реальности шкала ЕСН в России плоская и даже при быстром росте зарплат компании начнут ощущать регрессию “за горизонтом среднесрочного планирования”, замечает Наталья Акиндинова из Центра развития.

К тому же большинство работающих в России иностранных менеджеров никакой выгоды от низких налогов на зарплату не получают. “Исходя из принципов корпоративной культуры, компании, как правило, не платят сотрудникам дополнительные деньги только потому, что с их доходов выплачивается меньший подоходный налог“, – говорит на условиях анонимности налоговый менеджер крупной иностранной компании. За работу в России компании доплачивают иностранцам, говорит сотрудник одного из иностранных инвестбанков, но величина этой доплаты напрямую от экономии компании на подоходном налоге не зависит, а социальные платежи все равно выплачиваются в той стране, где человек живет.