Шведы дошли до России


Представительство Svenska Handelsbanken действует в России с 1974 г., а на прошлой неделе лицензию ЦБ получило ЗАО “Свенска Хандельсбанкен”. До конца этого года банк планирует открыть представительство в Санкт-Петербурге, которое затем будет преобразовано в филиал московского банка. На начальном этапе созданный с нуля банк будет обслуживать корпоративных клиентов – как иностранных, так и российских, сообщил президент группы Ларс Гренштедт. “Мы надеемся захватить значительную часть банковского сектора, особенно в обслуживании скандинавских и британских компаний, ведь это будет единственный в России банк, полностью со скандинавским капиталом”, – заявил он.

“Наша группа предпочитает работать через банки, которые имеют шведских акционеров, – подтверждает Ольга Галкина, глава представительства “Центрум Утвеклинг“, подразделения шведской Centrum Group. – В России мы обслуживаемся в Международном московском банке (ММБ), среди владельцев которого [крупнейшая в Северной Европе банковская группа] Nordea, но готовы работать и с другими западными “дочками” – например, по инвестпроектам”. По ее мнению, “Свенска Хандельсбанкен” сможет конкурировать с тем же ММБ, например, за счет более выгодных тарифов. Среди принципов работы с клиентами, декларируемых шведской группой, – “цены ниже среднерыночных”.

“Ценовая конкуренция – это неоригинально”, – говорит замначальника управления клиентских отношений ММБ Сергей Дзюбенко. Любой новый западный игрок в России начинает предлагать существующие на рынке продукты по ценам ниже, чем у конкурентов, либо предлагать новые продукты и услуги, отмечает он.

Поскольку шведы решили создать “дочку” с нуля, первые два года она не сможет работать с физлицами, но в будущем “Свенска Хандельсбанкен” рассчитывает привлечь и частную клиентуру. Пока же основной целевой группой своих клиентов “Свенска Хандельсбанкен” называет 1400 скандинавских и британских компаний, работающих сейчас в России.

“В силу структуры акционеров ММБ одна из наших целевых групп – компании Северной Европы, и в этой нише мы будем конкурировать со “Свенска Хандельсбанкен”, – говорит Дзюбенко. – Но в России у нас больше опыт работы, и мы рассчитываем как минимум удержать существующих скандинавских клиентов”.

С уставным капиталом 45 млн евро (и штатом 25 человек на первом этапе) московская “дочка” одной из крупнейших в Северной Европе финансовой группы Handelsbanken будет замыкать первую сотню российских банков. Но Гренштедт уверяет, что “45 млн евро – это не предел” и в будущем акционерный капитал российского банка может быть увеличен “до сотен миллионов евро”. Российских банкиров появление на нашем рынке еще одного иностранного конкурента не расстроило. Западные банки еще не готовы принимать на себя слишком высокие риски и предпочитают работать с ограниченным числом крупных компаний, говорит первый зампред правления ОРГРЭСБАНКа Игорь Буланцев.