В надежде на пересмотр


Президент США Джордж Буш на своей вчерашней пресс-конференции заявил, что “следит” за делом Ходорковского. “Будет интересно посмотреть, подаст ли он [Ходорковский] апелляцию и как апелляция будет рассмотрена. Мы думаем, что он подаст апелляцию”, – сказал Буш. По словам американского президента, он уже выражал своему российскому коллеге Владимиру Путину обеспокоенность в связи с тем, что “Ходорковский был признан виновным еще до того, как состоялся суд”.

“Мы тщательно изучим окончательный приговор, – говорится в заявлении пресс-службы посольства США в России. – Мы понимаем, что он сложен, а господа Ходорковский и Лебедев имеют право на апелляцию”. По мнению американских дипломатов, действия государства во время процесса над Ходорковским вызвали сомнение в том, что закон в России имеет верховенство, в том, что российская правоохранительная система прозрачна и независима. В конечном счете, по мнению посольства, под вопросом оказалась способность России выполнять обязательства, “взятые на себя всеми демократическими странами со свободными развивающимися рынками”. “В интересах правительства России уверить мир в том, что слабость этих институтов [правоохранительных и судебных] своевременно устранена”, – сказал сотрудник пресс-службы посольства.

Находившийся с визитом в Москве министр торговли США Карлос Гутьеррес, отвечая на соответствующий вопрос журналистов, был менее категоричен и ограничился замечанием, что в России недостаточно защищены собственность и интересы акционеров. “Это делает людей обеспокоенными, подозрительными в отношении условий, которые они не понимают [...]. Каждый раз, когда бизнес-сообщество видит что-то, что влияет на бизнес, но не понимает, по каким причинам, это ведет к откату назад, поскольку бизнес не хочет инвестировать”, – цитирует его слова AP.

“В принципе может существовать негласная договоренность между российским и американским руководством о пересмотре приговора Ходорковскому, – допускает Ариэль Коэн из Heritage Foundation. Однако скорее всего, по его мнению, упоминания апелляционного процесса в американских заявлениях лишь отражают повышенное внимание Вашингтона к правовой стороне процесса.

Американский конгрессмен-демократ и давний критик России Том Лантос отреагировал на результаты процесса куда более жестко. “Похоже, этот политический опереточный процесс пришел к своему бесславному концу”, – заявил он Reuters у зала суда сразу после оглашения приговора. Лантос напомнил, что в обе палаты Конгресса США внесены проекты резолюции, призывающие к исключению России из “большой восьмерки” из-за якобы отхода Москвы от демократии. Впрочем, Белый дом неоднократно заявлял о своем принципиальном несогласии с этой идеей.

По словам Коэна, суд над Ходорковским многими в США рассматривается в контексте усиления вмешательства российского правительства в деятельность нефтяных компаний. “Правительство США тщательно отслеживает положение на энергетических рынках и обеспокоено попытками российских властей установить жесткий контроль над нефтяной отраслью”, – говорит Коэн. По его словам, вопросы взаимоотношений российского правительства с нефтяными компаниями “ставились и будут ставиться” в ходе российско-американских межправительственных контактов. Тем не менее проект Лантоса об исключении России из “восьмерки”, по мнению Коэна, никогда принят не будет.

Официальный представитель Еврокомиссии Эмма Удвин заявила вчера, что руководство союза не намерено комментировать приговор. Процесс экс-совладельцев “ЮКОСа” является внутренним делом России и оценка судебного разбирательства и приговора не входит в компетенцию Еврокомиссии, сказала она. Отказался комментировать итоги процесса и официальный представитель правительства Германии. Из стран ЕС отреагировала на приговор лишь Великобритания, притом довольно мягко. Британский посол в России Тони Брентон считает, что процесс Ходорковского и Лебедева может оказать влияние на отношение инвесторов к России. “Вместе с партнерами из Евросоюза мы будем и впредь разъяснять российскому руководству нашу позицию, которая заключается в том, что закон не должен применяться избирательно и непропорционально”, – заявил британский посол.

“Жесткая реакция на приговор Ходорковскому со стороны ЕС крайне маловероятна”, – говорит Катинка Бариш из лондонского Центра европейской реформы. По ее словам, “внимание европейских политиков целиком поглощено кризисом ЕС, вызванным провалом французского референдума по евроконституции [состоялся в минувшее воскресенье]”, поэтому ситуация вокруг “ЮКОСа” сейчас находится на периферии их внимания.

“Не думаю, что международная реакция на приговор Ходорковскому будет нарастать, – говорит Андрей Рябов из Московского центра Карнеги. – Если только за приговором Ходорковскому не последуют новые процессы [над крупными предпринимателями]”. По мнению Рябова, западное сообщество предпочтет “купировать ситуацию” с делом Ходорковского – Лебедева и будет считать ее исключением.