Гуцериев прорубил окно в Европу


Но Сергей Суверов из Газпромбанка указывает, что перевозки по железной дороге рентабельны при цене нефти от $20–25 за баррель. Как большой плюс этого проекта эксперт отмечает максимально короткое транспортное плечо до западной границы России, и этим он выгодно отличается от аналогичных терминалов, построенных, например, “ЛУКОЙЛом” в Коми и “Роснефтью” на севере страны.

Сегодня на станции Жеча вблизи российско-белорусской границы “Русснефть” откроет новый нефтеналивной терминал, сообщила вчера компания. Он предназначен для перегрузки нефти из магистрального трубопровода в железнодорожные цистерны для последующих поставок на Новополоцкий и Мозырский НПЗ в Белоруссии, а также в страны Балтии и Восточной Европы, сообщил источник в компании. Железнодорожные перевозки для “Русснефти” будет осуществлять компания “Русснефть-Транспорт”, созданная в марте этого года. Ее парк насчитывает 2000 собственных и арендованных цистерн, что обеспечивает объем грузоперевозок в 5 млн т в год.

В состав терминала входят нефтеналивная эстакада для одновременного заполнения 72 цистерн, 20-километровое ответвление от магистрального нефтепровода и резервуарный парк для хранения нефти общей емкостью 60 000 т, говорит источник в “Русснефти”. Терминал рассчитан на перевалку 5 млн т сырья в год с возможностью увеличения мощности до 7 млн т. По словам собеседника “Ведомостей”, общий объем инвестиций в проект превысил $90 млн.

Аналитик нефтяного агентства Argus Media Олег Кирсанов отмечает, что рентабельность экспорта в Восточную Европу по железной дороге близка к нулю и именно поэтому данную схему никто никогда активно не использовал. Белорусские же НПЗ, по его словам, в достаточных объемах снабжаются сырьем по трубопроводному транспорту, который в любом случае дешевле железнодорожного. Эксперт предполагает, что “Русснефть” будет возить нефть со своего терминала для дальнейшего экспорта в балтийские порты – Калининград, Вентспилс, Клайпеду, Бутинге. Он не исключает также, что компания проявит интерес к поставкам сырья на Мажейкский НПЗ в Литве. “Во всяком случае, “ЮКОС” возил туда нефть по железной дороге с аналогичного терминала в белорусской Речице”, – вспоминает эксперт.

По мнению Кирсанова, построить свой собственный терминал в том же регионе, но на российской территории “Русснефть” побудило желание получить дополнительные объемы экспорта сверх квот “Транснефти”, так как поставки на новый терминал будут считаться поставками по России.