Кактус на пуантах


На перенасыщенном американском рынке современного танца, где мода зависит от смены времен года и самые блестящие репутации сгорают за несколько лет, Пендлтон с его “Момиксом” выглядят настоящими священными чудовищами. Хореограф, в университетские годы ставший одним из отцов – основателей компании Pilobolus, которая стремительно прославилась молодежной бесшабашностью, и 30 лет спустя сохранил юношеский задор.

Для того чтобы выпустить на сцену своих танцовщиков, Пендлтону не нужна ни великая идея, ни поражающая воображение оригинальность. В отличие от французов, которые никак не могут забыть, что современный танец в противовес фешенебельной классике вылупился из чувства социального протеста, он не нагружает зрителей философскими концепциями и рефлексиями. Пендлтон придумывает двухчасовой “Опус кактус”, вдохновляясь воспоминаниями о поразившем его воображение острове Соноран. Но никаких конкретных географических примет юго-запада США, о которых цветисто рассказывается в программе спектакля, у хореографа нет. Только тягучий, но очень упругий ритм восточных мелодий, свет, будто воспроизводящий фотографии пустыни, а также цирковые лонжи, шесты, каталки и множество другой немыслимой бутафории, которая позволяет Пендлтону виртуозно передать зоологические особенности птиц, ящериц, змей. Его орнитологические познания рядом с “лебедиными” опытами Льва Иванова и Михаила Фокина выглядят, как компьютер рядом со счетами. Хореограф потрясающе приспосабливает фантазию к разнокалиберным возможностям своих 10 танцовщиков – в ход идут и пуанты, и элементы брейка, и гимнастические сальто, и полеты на тросах под колосниками. Мир “Опус кактуса” завораживает, как созерцание жизни аквариума, заставляющей забыть о времени и пространстве. Видимо, это подкупающее простодушие ребенка, которое возвращает Пендлтон зрителям, и не позволяет танц-индустрии списать его в дедушки современного танца и пронумеровать в архиве.