Казахские “Кириешки”


“Сибирский берег“ начал присматриваться к “Болжау” еще в начале года. В феврале стороны подписали соглашение о производстве на мощностях казахской компании продукции “Сибирского берега” “Кириешки” и “Компашки”. Тогда исполнительный директор коммерческого блока сибирской компании Ирина Арабьян говорила, что в будущем они собираются приобрести и долю в бизнесе своего зарубежного партнера.

И в мае “Сибирский берег“ выкупил 100% долей “Болжау”, сообщил “Ведомостям” руководитель отдела по связям с общественностью “Сибирского берега” Константин Лыкин. Связаться с гендиректором “Болжау” Азатом Динмухамедом вчера не удалось, но ранее он подтверждал факт переговоров о продаже.

Сумму сделки Лыкин не раскрывает, говоря лишь, что “Болжау” обошелся “Сибирскому берегу” дороже, чем купленная в июне прошлого года за $2 млн фабрика “Кристалл плюс” в Днепропетровске. Вместе с фабрикой “Сибирский берег“ получил и права на торговую марку “Болжау”.

“Болжау” важен для “Сибирского берега” не только для усиления позиций в Казахстане, но и как базовая площадка для освоения рынков других азиатских республик – Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, говорит Лыкин. По его словам, в 2004 г. “Болжау” произвел 1700 т продукции, этот объем мал для амбиций “Сибирского берега”. Мощность “Болжау” невозможно увеличить более чем в три раза, но даже это обеспечит только 40% от необходимого нам объема, поэтому сейчас “Сибирский берег“ изучает возможность организации дополнительного производства в Казахстане, пояснил Лыкин. По его словам, до конца июня менеджмент компании определится со своей стратегией в Казахстане. Уже подсчитано, что всего в развитие казахского направления до конца 2005 г. “Сибирский берег“ вложит $3,5 млн (стоимость “Болжау” входит в эту сумму).

Аналитики считают приобретение “Сибирским берегом” “Болжау” оправданным. По данным алма-атинского представительства ACNielsen, казахстанский рынок сухариков и снеков начиная с 2001 г. ежегодно растет на 30–40%, так что приобретение “Сибирским берегом” “Болжау” выглядит логичным, говорит менеджер представительства Ирина Пак.

Конкуренция в снековой отрасли достаточно напряженная и наращивание мощностей крупнейших игроков за счет приобретения небольших производителей разумное решение, считает аналитик ФИНАМа Ольга Самарец. По данным ФИНАМа, рост российского рынка снеков в 2004 г. составил только 15%, а в 2005 г. ожидается рост в 17%.

Директор по маркетингу “Бриджтаун Фудс” Ольга Муравьева называет приобретение “Сибирского берега” стратегически верным: “Российский рынок сухариков близок к насыщению, его рост не превышает 5% в год, азиатские же рынки переживают фазу бурного роста”. У “Бриджтаун Фудс” есть собственная фабрика в Казахстане по производству сухариков, а чипсы и снеки из морепродуктов компания импортирует. Учитывая увеличение потребления снеков в странах Азии, в будущем “Бриджтаун” может перенести в Казахстан производство и других видов снеков, говорит Муравьева.