Легко ли быть новичком


Выпускница колледжа Линдсей Джонс только что устроилась на работу в компанию по продаже одежды и очень хотела произвести хорошее впечатление. Первый день ушел на то, чтобы немного освоиться, а во второй она пришла в офис точно вовремя. Но тут возникла проблема: она напрочь забыла, где стоит ее стол. Секретарю пришлось нарисовать для нее план.

Такие происшествия часто случаются с новичками. Но Линдсей Джонс, которой сейчас 23, была в этой компании единственным молодым специалистом, закончившим в этом году колледж, и поделиться своим горем ей было просто не с кем. Большинство коллег были старше ее на 4–6 лет. Казалось бы, это совсем не много, но на самом деле целая пропасть разделяет тех, у кого уже есть опыт работы, и тех, у кого его нет. “Я была новичком, – вспоминает Джонс. – Я вообще ничего не знала”.

Но хуже всего то, что старшие коллеги часто не знают, что поручить новичку. Для них он скорее напоминает ребенка, чем квалифицированного специалиста. Недавний выпускник чувствует себя чужим, и зачастую он действительно остается чужим в сложившемся коллективе.

“Каждый новый сотрудник первое время чувствует себя идиотом”, – говорит Брэд Карш, президент чикагской консалтинговой компании JobBound, специализирующейся на развитии карьеры. Если у новичка на работе нет друзей, его коллегам уже за 30 и они давно работают в компании, то в такой ситуации любой начнет сомневаться в собственных силах.

Если повезет, новичку попадется понимающий начальник, который развеет его сомнения и спокойно ответит на пару основных вопросов. Но начальник не станет вашим психоаналитиком и не поможет вам побороть неуверенность в собственных силах. И даже самый терпеливый босс не станет отвечать на дурацкие вопросы.

Вчерашние выпускники, которым удалось преуспеть в таких условиях, нашли того, кто им помог справиться с комплексом неполноценности. “Если вам кажется, что вы одиноки, оторваны от коллектива, то нужно сделать что-то, чтобы преодолеть это чувство, – говорит Линдсей Джонс. – Не надо думать о том, что вы в компании младше всех и не знаете, что делать. С таким настроем у вас точно ничего не выйдет”.

Джонс нашла себе старшего товарища: молодую женщину, на семь лет старше нее, которая не раздражалась от постоянных вопросов. Один раз они разговорились и поняли, что во многом похожи. Обе увлекаются спортом: Джонс участвовала в соревнованиях по плаванию, когда училась в колледже, ее коллега также любила плавание и бег. Обе женщины обожают путешествия, и даже работа у них была одинаковая, но старшая дольше проработала в компании.

Джонс буквально засыпала ее вопросами: “Что надевать на работу? Какую страховку выбрать? Как понять, у кого из сотрудников хорошее настроение, а у кого не очень?” Коллега научила Джонс заранее готовиться к ежегодным отчетам. Опытные работники знали, что определенные отчеты требуются каждый год в один и тот же срок. Но иногда руководитель давал слишком мало времени на их подготовку. И когда Линдсей по совету коллеги взялась за отчет на неделю раньше, чем ее об этом попросили, приятельница помогла ей справиться с работой.

Джонс часто общалась со своими ровесниками, которые работали в других компаниях и были в схожих ситуациях. И она поняла, что всем приходится нелегко на новой работе. “Мы буквально в один голос говорили, что день был просто ужасным, – вспоминает она. – Это здорово помогает снять стресс”.

Кевин Пассолт, которому всего 22, – самый молодой сотрудник калифорнийского рекламного агентства. Ему не хватало веры в собственные силы, и он стеснялся выступать на совещаниях. Но когда Кевин услышал, что другие люди говорят то, что собирался сказать он, то понял, что его идеи не так безумны, как казались с первого взгляда.

Он также разработал стратегию, которая помогает ему получать ответы на вопросы. Вместо того чтобы бежать к начальнику, он обращался к своим коллегам. Если они не могли помочь, он обращался к вышестоящим сотрудникам, пока наконец не находил того, кто знал ответ. Он перестал стесняться своего невежества: “Я перестал стыдиться того, что постоянно задаю вопросы. У меня просто не было другого выхода”. (WSJ, 31.05.2005, Полина Михалева).