Приют для Живило


Михаилу Живило 38 лет. Он начал бизнес с торговли цветными металлами, а потом наладил отношения с Новокузнецким алюминиевым заводом и скупил его акции. Став контролирующим акционером НкАЗа, Живило обосновался в Кемеровской области – его компания “МИКОМ” получила контроль над Кузнецким меткомбинатом и угледобывающими предприятиями.

Но удача отвернулась от Живило, когда он не стал поддерживать победившего на губернаторских выборах Тулеева. В 1999 г., НкАЗом заинтересовался владелец “Сибирского алюминия” Олег Дерипаска. Он не сумел договориться о сделке, но “Сибал” получил власть на предприятии через процедуру банкротства. А самому Живило пришлось скрыться за границей.

Бизнесмена и его друга Александра Тихонова подозревали в попытке отравить Тулеева. В 2000 г. Следственное управление ФСБ по Новосибирской области возбудило уголовное дело по факту приготовления к убийству. Тихонов находится в международном розыске, а Живило в 2001 г. задержали во Франции. Он провел три месяца в тюрьме, но Франция не выдала его, и вскоре бизнесмен вышел на свободу.

Теперь же, как рассказал “Ведомостям” человек из окружения Живило, он получил политическое убежище, о котором просил еще в 2000 г. “Апелляционная комиссия по делам беженцев 6 апреля предоставила ему такой статус, основанием стал конфликт Живило с Тулеевым”, – сказал собеседник “Ведомостей”. Другой предприниматель, знакомый с Живило, подтвердил, что Живило получил во Франции статус беженца. Ему будет проще получить французское гражданство, говорит юрист Legas Дмитрий Дякин.

Получить комментарии французских официальных лиц о предоставлении Живило политического убежища не удалось. Парижский адвокат, занимающийся делами беженцев, пояснил, что подобная информация является конфиденциальной. “Французский закон 1952 г. “Об Управлении по защите беженцев и лиц без гражданства” обязует государство соблюдать конфиденциальность, – рассказывает юрист.

Пресс-секретарь кемеровского губернатора Сергей Черемнов удивляется решению французских властей: “Живило сбежал из России, потому что ему светил большой срок. Он обыкновенный уголовник, который наживал капиталы на собственности, которая была у него в Кемеровской области, вывозил капиталы из страны, не платил налоги”. Уголовное дело в отношении Живило приостановлено, сообщили “Ведомостям” в новосибирской прокуратуре, но перспективы этого дела комментировать не стали. А сотрудник ФСБ, пожелавший сохранить анонимность, предположил, что Живило получил убежище в благодарность от спецслужб Франции, “которым он мог рассказать много интересного о тех, кто создал ему проблемы в России”.

Живило – первый российский бизнесмен, укрывшийся за рубежом, остальные – министр иностранных дел Ичкерии Ильяс Ахмадов, представитель Аслана Масхадова Ахмед Закаев и Борис Березовский – политики. “Живило позиционировал себя как политически гонимый бизнесмен: против него были настроены кемеровские власти, а предприниматели, близкие к федеральным властям [Дерипаска, Роман Абрамович], отобрали у него завод”, – предполагает замдиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. Сам Живило отказывается общаться с журналистами. Его бывшие знакомые, опрошенные “Ведомостями”, уверены, что в Россию бизнесмен не вернется. “За это время многое здесь изменилось, он не сможет найти себе нишу в России. Он станет портфельным инвестором”, – допускает один из знакомых беглеца.

Деньги на безбедную жизнь Живило получил у структур Дерипаски. С 2000 г. дружественная бизнесмену фирма пыталась взыскать с нынешних владельцев НкАЗа – алюминиевой компании “Русал” $2,7 млрд. Истцы утверждали, что владельцы “Русала” отобрали НкАЗ путем вымогательства и угроз, и требовали компенсации. В марте стороны подписали мировое соглашение, отказавшись от взаимных претензий. По данным источников, осведомленных о содержании документа, Живило получил около $100 млн. В “Русале” отказались комментировать ситуацию.