Российская экономика растет на пределе


ЦБ пытается сдерживать денежную эмиссию, и это уже привело к тому, что ликвидность в банковском секторе заметно упала, говорит экономист Альфа-банка Наталья Орлова. В ближайшее время кредитные ресурсы для предприятий могут подорожать, предупреждает она, так как свободных ресурсов у банков стало меньше и “ставки на рынке однодневных межбанковских кредитов с нормального уровня ниже 1% выросли до 4–5%”. “Избыточной ликвидности в банковской системе осталось не много, и она достаточно неравномерно рассредоточена между банками”, – соглашается Надоршин, призывающий ЦБ осторожнее бороться с инфляцией. Тем более что потребительские цены растут не из-за избыточного количества денег, а из-за высоких мировых цен на сырьевые товары, замечает экономист “Атона” Питер Вестин.

Майские показатели экономики будут не лучше апрельских, полагают участвующие в опросе “Ведомостей” экономисты инвестбанков (см. таблицу). Немного ускорившийся после зимней паузы рост промышленности останется на достигнутом уровне, полагает экономист банка “Траст” Евгений Надоршин.

Эта оценка может оказаться даже оптимистичной: рассчитываемый Moscow Narodny Bank индекс промышленного роста опустился с апрельских 52,4 до 52,2 (значение индекса меньше 50 говорит о том, что деловая активность падает). Наращиванию выпуска, по свидетельству опрошенных банком менеджеров, мешает прежде всего рост издержек, вынуждающий предприятия избавляться от лишних рабочих рук. А по данным завлабораторией конъюнктурных опросов ИЭПП Сергея Цухло, в мае резко снизился спрос на промышленную продукцию, на что компании отреагировали адекватным снижением выпуска. Из-за давления импорта и слабого внутреннего спроса ниже прошлогоднего уровня упала загрузка машиностроительных и пищевых предприятий.

Рост импорта как помеху собственному росту ИЭПП назвали руководители 27% предприятий. “Это абсолютный максимум, – замечает Цухло, – даже в июле 1998 г. на импорт жаловались всего 12% предприятий”. Рубль действительно очень быстро укрепляется – за январь – апрель, по данным Минэкономразвития, реальный эффективный курс вырос на 6,6%, а в мае, по оценке Morgan Stanley, он прибавит еще 0,7%. “Центробанку будет крайне трудно не допустить за 2005 г. роста эффективного курса рубля более чем на 9%”, – замечает экономист Morgan Stanley Мария Богданова. Полученный в результате девальвации рубля 1998 г. задел исчерпан, замечает экономист Raiffeisenbank Станислав Пономаренко, и в 2005 г. экономика лишится “поддержки слабого рубля”.

Из-за борьбы правительства с инфляцией рубль может укрепиться еще сильней, чем ожидалось, так что “ужесточение денежной политики негативно сказывается на темпах роста”, замечает старший экономист “УралСиба” Владимир Тихомиров. Впрочем, правительство не пойдет на “борьбу с инфляцией любой ценой”, надеется начальник информационно-аналитического управления ММВБ Валерий Алферов, – слишком сильно в этом случае замедлится экономический рост.

“В связи с болезнью короля Саудовской Аравии цены на нефть останутся на нынешних уровнях и могут расти дальше, из-за чего продолжится рост цен и внутри страны”, – соглашается Орлова.

Кроме импорта рост экономики сдерживает слабая инвестиционная активность. “Иностранные инвесторы не спешат в страну из-за неблагоприятного инвестиционного климата, а собственных средств на модернизацию мощностей у предприятий не хватает”, – замечает аналитик “Церих Кэпитал Менеджмент” Юлия Гросул. Ситуация в нефтедобыче близка к стагнации, падает выпуск у автомобилестроителей, в неблагоприятной ситуации из-за снижения мировых цен может оказаться и черная металлургия, так что промышленный рост в ближайшие месяцы останется слабым, резюмирует Кирилл Тремасов из Банка Москвы.