ВЕКТОР


Упорная THK-BP

ТНК-ВР все еще надеется найти компромисс с “Газпромом” и предлагает создать совместную компанию для комплексного освоения нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири. По мнению управляющего директора ТНК-ВР Ника Погсона, ТНК-ВР могла бы внести в новую компанию свою долю в “РУСИА Петролеум” (62,4% акций), а “Газпром” – Чаяндинское месторождение. ТНК-ВР не сомневается, что концерн непременно выиграет право на разработку Чаяндинского на будущем конкурсе. Год назад ТНК-ВР просила принять ее в консорциум “Газпрома”, “Роснефти” и “Сургутнефтегаза”, который задумывался для освоения восточносибирских месторождений нефти и газа. Тогда в качестве вступительного взноса ТНК-ВР предлагала Верхнечонское месторождение нефти. Теперь она готова пожертвовать своим самым ценным активом – Ковыктой. Впрочем, это неудивительно, ведь партнерство с “Газпромом” – единственный шанс сдвинуть Ковыктинский проект с мертвой точки и получить определенные гарантии иметь газовый бизнес в России. Правда, “Газпром” пока не спешит принимать предложение ТНК-ВР.

Испугались

Инвестфонд Templeton Russia & East European Fund в квартальном отчете признался, что в конце прошлого года продал ADR “ВымпелКома” (0,25% уставного капитала на $15 млн) из-за того, что испугался налоговых претензий к компании. В конце ноября 2004 г. Межрегиональная налоговая инспекция № 7 неожиданно потребовала от “ВымпелКома” доплатить 4,4 млрд руб. ($157 млн) якобы неуплаченных в 2001 г. налогов, а также штрафов. Основная часть этой суммы касалась схемы взаимодействия “ВымпелКома” с его бывшей 100%-ной “дочкой” – КБ “Импульс”, владевшей лицензией на оказание услуг сотовой связи в Москве и области. “ВымпелКом” использовал эту схему и в 2002–2003 гг., и инвесторы испугались повторения дела “ЮКОСа”. За три дня бумаги “ВымпелКома” подешевели на 37%. Но после вмешательства Минфина и одного из акционеров “ВымпелКома”, норвежской Telenor, сумма претензий сократилась почти в девять раз – до $17,6 млн. Однако международные инвесторы, обжегшись на молоке, дуют на воду. Поэтому действия Templeton объяснимы, тем более что глава компании Марк Мобиус знает Россию не понаслышке. Он пришел на наш рынок больше 10 лет назад и даже был независимым директором “ЛУКОЙЛа”. Атака на “ЮКОС” показала инвесторам, что в России есть малоизученный риск – выставление налоговых претензий, от которого почти никто не застрахован. Теперь эмитенты в инвестиционных декларациях перед выпуском ценных бумаг предупреждают инвесторов о возможных визитах налоговиков. Однако привлекательности нашему рынку это не прибавляет.

Сам себе НТВ

Вчера оператор связи “Корбина Телеком”, известный нестандартными маркетинговыми ходами, предложил необычную услугу – теперь его клиенты могут создать... телеканал. Естественно, речь идет не об эфирном телевидении – сигнал будет распространяться через Интернет. “Корбина” уверяет, что способна обеспечить всем желающим возможность создать собственный телеканал – гарантировать нужную скорость передачи данных, предоставить комплект необходимого оборудования и даже оснащенную студию в аренду. Телекоммуникационная компания даже обещает не фильтровать контент, заранее предупреждая, что не несет ответственности за творчество своих клиентов. Эта услуга наверняка придется по вкусу молодежной аудитории. Сейчас для многих молодых людей Интернет потеснил печатные СМИ, ведь новости здесь появляются в режиме реального времени, а не спустя день. Появились интернет-радиостанции и интернет-телеканалы – теперь не требуется спутниковая тарелка, чтобы быть в курсе происходящего в Австралии или слушать музыку. Благодаря всемирной компьютерной сети творчество самых талантливых энтузиастов может получить международное признание буквально в одночасье. Например, с продукцией ростовской группы PPK жители США и Великобритании познакомились благодаря Интернету, и музыка ростовчан сумела пробиться на лидирующие позиции европейских хит-парадов. Другой хрестоматийный пример – оглушительный успех “Масяни”. А с появлением собственных телеканалов желающие смогут посостязаться и с популярным телевидением, куда до сих пор посторонним вход был заказан.