Атака с юга


До сих пор в Южном федеральном округе (ЮФО) действовал негласный мораторий на переназначение глав регионов, утверждает информированный источник в Кремле. В округе много национальных республик, и, чтобы не обострять и без того напряженную ситуацию, планировалось, что все губернаторы будут дожидаться окончания сроков своих полномочий, объясняет чиновник администрации президента. “Но рано или поздно процесс ротации нужно было начинать, – говорит другой кремлевский источник. – Мы решили в первую очередь дать возможность переназначиться наиболее лояльным руководителям регионов”.

Первыми оказались Чуб и Зязиков. По словам двух источников в Кремле, оба они поставили перед Путиным вопрос о доверии. Связаться с обоими губернаторами не удалось, но об их решении слышали несколько информированных политологов.

Оба, скорее всего, сохранят свои посты, уверен источник в администрации президента: “У нас президент еще никому не отказывал”. Но контроль за работой губернаторов со стороны полпредства усилится, предупреждает он. В Южном федеральном округе процедура переназначения особенная: губернаторы решают, когда обратиться к президенту с вопросом о доверии, с санкции полпредства, добавляет его кремлевский коллега.

Переназначение “не означает, что Чуб и Зязиков получают полную индульгенцию”, предупреждает один из кремлевских чиновников. “В обмен на сохранение поста им придется поработать с собственными правительствами, в том числе обновить кадры”, – объясняет он.

Полпред в ЮФО Дмитрий Козак – сторонник усиления контроля полпредств за регионами, говорит Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем. Например, он предложил в зависимости от размера получаемой от центра помощи дать федеральным чиновникам право аудировать региональные бюджеты и влиять на кадровую политику, уточняет эксперт. “В режиме торга о переназначении речь может идти о двух-трех чиновниках в обновленном правительстве, но, как только появятся субвенции, полпред станет претендовать на системное влияние”, – прогнозирует Бадовский. “Контроль над федеральными деньгами в южных регионах так и не налажен, так что московские комиссары на должностях замов по экономике или финансам выглядели бы вполне логично”, – соглашается Ростислав Туровский из Центра политтехнологий.

Правила игры, принятые Кремлем при переназначении региональных лидеров, предусматривают досрочное переназначение примерно за год до истечения срока полномочий. И у Чуба, и у Зязикова полномочия заканчиваются в следующем году, напоминает Туровский. Из южных руководителей в этот список должен был бы попасть еще и председатель Госсовета Дагестана Магомедали Магомедов, но его позиции не так крепки, говорит он.

Позиции Чуба в регионе, по мнению Бадовского, “достаточно устойчивы”. К тому же он представляет столицу округа и поддерживает наиболее тесные отношения с полпредством, так что “особых проблем с его переназначением возникнуть не должно”, добавляет эксперт. “Он всегда поддерживал инициативы Козака по разграничению полномочий”, – объясняет чиновник администрации.

А вот в Ингушетии есть “ярко выраженная оппозиция Зязикову”, говорит Бадовский. По его мнению, переназначив Зязикова, центр попытается зафиксировать стабильность и снизить таким образом давление оппозиции. Другая причина переназначить Зязикова – необходимость урегулировать осетино-ингушский конфликт, в чем очень заинтересован Козак, считает Бадовский. Отставка президента Северной Осетии Александра Дзасохова, по мнению нескольких экспертов, была принята после того, как он отказался поддержать соответствующий план Козака. Зязиков, в отличие от Дзасохова, против плана не возражает, напоминает источник в администрации президента. По кремлевским меркам оснований менять Чуба и Зязикова нет, а их переназначение поможет законсервировать ситуацию в опасных регионах, резюмирует Туровский.