Gold Fields сдалась


Но “Норникелю” были интересны именно эти “золотые поля”, которые россияне хотели объединить с принадлежащей им крупнейшей в России золоторудной компанией “Полюс”. “Норникель” смог заблокировать принятие решения о создании СП с Iamgold. И в ответ поддержал попытку враждебного поглощения Gold Fields, предпринятую ее южно-африканским конкурентом – Harmony Golds. “Норникель” подписал с Harmony соглашение, по которому обещал обменять свой пакет акций Gold Fields на акции Harmony, если Harmony удастся собрать 30% акций своего конкурента. Срок этого соглашения истек 20 мая, но оно так и не вступило в силу, поскольку Harmony удалось собрать лишь 11,5% акций Gold Fields.

Покупка “Норникелем” 20% акций южно-африканской Gold Fields у Anglo Gold в марте прошлого года до сих пор считается самой крупной инвестицией российских металлургов за границей. За этот пакет россияне выложили $1,16 млрд, но никаких выгод эта покупка пока не принесла. За год пакет упал в цене и сейчас стоит меньше $1 млрд. Менеджеры Gold Fields встретили приход россиян враждебно. Они не пустили их в совет директоров. А в конце прошлого года даже предприняли попытку вывести расположенные за пределами ЮАР активы Gold Fields в новую “дочку” – СП с канадской Iamgold.

Но размолвка с “Норникелем” и долгая борьба против Harmony, похоже, сделала менеджмент Gold Fields более сговорчивым. Вчера Gold Fields сообщила, что пригласила двух представителей “Норникеля” в свой совет директоров.

“Это всего лишь знак того, что отношения между Gold Fields и “Норникелем” нормализовались и что у компаний общие взгляды на будущее Gold Fields, – заявил “Ведомостям” представитель Gold Fields Вилли Якобсз. – Оно [будущее] должно принести максимальную стоимость [от обладания акциями компании] всем акционерам, в том числе и “Норникеля”. Представитель “Норникеля” сказал, что кандидаты в совет директоров Gold Fields пока не определены.

Эксперты считают, что сближение Gold Fields и “Норильского никеля” может означать готовность южноафриканцев объединить свои неафриканские активы с “Полюсом”.

“Мы ожидаем, что Gold Fields все же будет реструктурирована и африканские и неафриканские активы будут разделены так, как это предполагалось сделкой с Iamgold”, – рассказал представитель Harmony Брентон Саундерс. Именно поэтому, по его словам, Harmony может оставить себе 11,5%-ный пакет Gold Fields с расчетом на получение контроля над некоторыми из активов конкурента.

“Скорее всего, менеджмент Gold Fields понял, что сотрудничать с “Норникелем” им выгоднее, – соглашается аналитик ОФГ Александр Пухаев. – “Норникель” же не инвестбанк, который покупает миноритарные пакеты акций, ему нужно либо получить контроль в компании, либо просто влиять на решения, принимаемые менеджментом”. А управляющий директор AG Capital Managment Александр Агибалов отмечает, что представительство в совете директоров Gold Fields нужно “Норильскому никелю” в первую очередь для того, чтобы знать, что происходит в компании.