Пуховой оркестр


Праздничное настроение на открытии VI Чеховского фестиваля было, впрочем, подпорчено заранее. В сад “Аквариум” рядом с Театром им. Моссовета публика пробиралась в тесноте и обиде. Добро бы то был какой-нибудь карнавал на Тверской (как несколько лет назад на Театральной олимпиаде) – при таком размахе некоторый хаос извинителен. Но способность московской милиции создать давку и пробку перед гораздо менее масштабным культурным мероприятием вызывает мысли если не о сознательном вредительстве, то о полном неумении обеспечить порядок где бы то ни было.

Остается надеяться, что следующие несколько вечеров (шоу будет идти весь уикенд) окажутся поспокойнее. Но пока приходится признать, что уличный театр в Москве приживается все-таки с трудом, – тем большего уважения заслуживает упорство Вячеслава Полунина и генерального продюсера Чеховского фестиваля Валерия Шадрина. Как бы то ни было, а сделать уличный праздник, кроме них, вообще никто в Москве не умеет.

Ошибкой на этот раз, возможно, оказался выбор места – в саду “Аквариум” пространства ощутимо меньше, чем, скажем, в саду “Эрмитаж”, где во время олимпиады вполне вольготно расположился уличный театр. Для того чтобы по достоинству оценить фантазию авторов нынешнего шоу, взгляду не хватает простора.

А в “Аквариуме” в эти дни, пожалуй, есть над чем восхищенно ахнуть. Укутанные белым птичьим пухом деревья и колоннада – это придумано действительно красиво (пух, говорят, любимый материал оформлявшего сад художника Алексея Костромы). Вообще, атмосфера шоу располагает не столько к праздничному возбуждению и ожиданию фейерверков, сколько к неспешным прогулкам и спокойному любопытству. Пока добредешь до Театра им. Моссовета, на фасаде которого устроили себе главную сцену французские саксофонисты, на кого только не наткнешься: вот люди-растения, вот, скажем, девочка-колокольчик, а вот среди ветвей висят в целлофановых коконах артисты “Провинциальных танцев”, терпеливо дожидаясь финала, чтобы красиво спуститься на лонжах на усыпанный пухом газон.

Расслабленность эта, однако же, в какой-то момент начинает казаться вялостью. Зрелищу не хватает не только пространства, но и внятной драматургии. Приятно, конечно, слоняться по пуховому саду в поисках чудес, но ждешь какого-то развития темы, а французы все так же однообразно дудят в свои 50 саксофонов, и люди-растения все так же сонно повторяют свои пассы.

Ворчать совсем не хочется, но Чеховский фестиваль, как выясняется, уже приучил московскую публику к феерическим зрелищам на открытии своих программ: вспомним хотя бы огненную вакханалию на Тверской два года назад. С другой стороны, на этот раз организаторы подошли к делу более рачительно: вместо разового представления – целых пять вечеров с “Урбан сакс”.

Параллельно в Театре им. Моссовета начнутся показы одного из потенциальных хитов фестиваля – спектакля Хайнера Геббельса со сложносочиненной визуально-музыкальной партитурой и совсем уж непроизносимым названием “Эраритжаритжака”, взятым из языка австралийских аборигенов. Переводится, впрочем, очень поэтично: вдохновляемый желанием того, чего нет.

Пуховый сад – тоже, наверное, в каком-то смысле “эраритжаритжака”. Приходить туда, кстати, желательно в белом: на дресс-коде никто специально не настаивает, но, если получится, лучше его учесть – просто из соображений гармонии.