ВЕКТОР


Битва за Красноярск

KrasAir продолжает оборонять от конкурентов красноярский аэропорт “Емельяново”. Вчера “Сибирь” заявила, что откладывает запланированный на 13 июня новый рейс Москва – Красноярск. По официальным данным, запуск рейса отложен по трем причинам: “Сибири” нужно доработать тарифную политику, компания продолжает рассматривать возможность заключения договора о сотрудничестве с другими перевозчиками, а кроме того, испытывает опасения за безопасность пассажиров – в “Емельяново” идет реконструкция. Но неофициально в компании говорят, что вряд ли в ближайшее время соберутся в “Емельяново”. KrasAir и “Сибирь” – давние конкуренты. Красноярцы пока отстают по объемам перевозок, но ведут более агрессивную политику. “Сибирь” получила лицензию на красноярский маршрут еще несколько лет назад, но решилась запустить его только в этом году. Объявляя об этом решении, “Сибирь” заявила, что ее билеты будут на треть дешевле, чем у KrasAir. Последней это не понравилось: в компании заявили, что лицензия “Сибири” просрочена, свободных слотов в расписании нет и аэропорт не будет принимать новосибирские лайнеры.

У “Сибири” еще есть шанс отыграться. KrasAir строит серьезные планы укрупнения и в прошлом году создала альянс пяти авиаперевозчиков, а в этом году начала переговоры с основным акционером – государством об их слиянии в одну компанию. Чиновники готовы согласиться и даже могут закрыть глаза на размывание госдоли, но поговаривают об откупных. Как вариант рассматривается передача в госсобственность аэропорта “Емельяново”. Когда аэропорт будет вновь приватизироваться, “Сибирь”, помня о прежних проигрышах, может составить серьезную конкуренцию KrasAir на приватизационном конкурсе.

Сотовое межсезонье

Результаты работы двух крупнейших сотовых операторов России – МТС и “ВымпелКома” – в I квартале подействовали на инвесторов как отрезвляющий холодный душ. Обе компании резко – на 20% – снизили выручку в пересчете на одного абонента, и обе объяснили это в том числе необходимостью привлекать абонентов, раздавая им бесплатные минуты. Еще недавно “ВымпелКом” и МТС обвиняли третьего участника сотовой “большой тройки” – компанию “МегаФон” в том, что та демпингует и этим портит им бизнес. Но, похоже, опыт конкурента пригодился и им самим. Возможности расширения сотового рынка оказались не безграничными, и борьба нынче идет за самого что ни на есть “бюджетного” абонента. Для инвесторов это оказалось новостью – ADR на акции МТС и “ВымпелКома” за два дня упали на 10%. Тем, кто вкладывал деньги в акции российских сотовых операторов в надежде быстро заработать на росте их стоимости, впору уходить с этого рынка. “История роста на этом рынке закончилась”, – говорят аналитики. Теперь этими активами должны заинтересоваться другие инвесторы – предпочитающие рискованный стремительный рост предсказуемой стабильности и высоким дивидендам. Только их пока не так много. Вот и оказались бумаги сотовых операторов в своеобразном “межсезонье”.