Италия скучает по своей валюте


В пятницу итальянская газета La Reppublica опубликовала интервью Марони, в котором он раскритиковал единую европейскую валюту. “За прошедшие три года евро […] показал, что он не способен решить проблемы замедления экономического роста, потери конкурентоспособности и кризиса занятости”, – считает министр. Он предложил вернуться, “по крайней мере на время”, к параллельному обращению евро и итальянской лиры, если это на референдуме одобрит население. Замминистра промышленности Роберто Кота добавил в эфире телеканала TV24, что из-за введения евро в Италии выросли почти все цены и жизненный уровень итальянцев упал.

Оба политика – члены националистической “Лиги Севера”, которая лоббирует интересы северных, индустриально развитых районов Италии. Лидеры “Лиги” традиционно выступают против усиления интеграции в рамках ЕС. Партия контролирует только 30 из 630 мест в нижней палате и 17 из 325 мест в верхней палате парламента, поэтому не может провести через парламент решение о выходе из зоны евро без поддержки союзников.

Другие итальянские чиновники поспешили поддержать европейскую валюту, которая только за прошлую неделю упала на 2,8% до $1,2229 за евро. Премьер Сильвио Берлускони не поддерживает “странную” идею вернуть лиру, заявил его заместитель Джанфранко Фини, и предложение Марони “не отражает” позицию правительства. По мнению лидера входящего в правительственную коалицию Демократического центристского союза Марко Фоллини, инициатива Марони не соответствует национальным интересам. Ввести лиру “не только очень дорого, но и контрпродуктивно”, согласился с ним Фини. А президент Европейского центробанка (ЕЦБ) Жан-Клод Трише в эфире французского телеканала LCI вообще назвал это “абсурдом”.

Дело в том, что выход из зоны евро лишь усугубит проблемы итальянской экономики. Гигантский госдолг страны составляет 106,6% ВВП, а выход из еврозоны сделает его обслуживание дороже. Это сведет к минимуму преимущества от снижения цен итальянских поставщиков, говорит Жульена Ситарамду из лондонской консалтинговой компании Capital Economics. Отказ от евро в такой ситуации стал бы для Италии “экономическим самоубийством”, полагает член правления ЕЦБ Отмар Иссинг.

Большинство экспертов не верит в возможный распад еврозоны. Курс европейской валюты падал в первой половине дня в пятницу, но к вечеру вернулся на прежний уровень. “Доверие к его [Марони] словам, вернее, его отсутствие позволили евро восстановиться”, – замечает Марк Остин из инвестиционного банка HSBC. Но сама дискуссия о выходе Италии из зоны евро снижает привлекательность этой валюты. (Использованы материалы FT.)