Много, но дорого


Рынок аренды магистральных каналов связи в 2004 г., по оценкам аналитической компании iKS-Consulting, вырос на 40% – до $410 млн. В этом году, по мнению старшего аналитика ACM-Consulting Михаила Алексеева, в связи с демонополизацией рынка дальней связи спрос на магистральные каналы может значительно увеличиться.

При этом уже сейчас операторы, желающие арендовать каналы, сталкиваются с их нехваткой и завышенными ценами. Дело в том, что если, например, на участке Москва – Санкт-Петербург и некоторых других работают несколько операторов магистральных сетей, то на юге и востоке страны их выбор невелик – это или “Ростелеком”, или ТТК. “Спрос на каналы огромный, а предлагают их только две компании”, – сокрушается руководитель подразделения по маркетингу и развитию бизнеса Golden Telecom Федор Крупянский.

“Получается, что на российском рынке магистральных каналов, по сути, сложилась олигополия, которая держит высокие цены уже несколько лет”, – замечает вице-президент “Корбины Телеком” Александр Малис. По данным iKS-Consulting, средняя цена на аренду канала Е1 (с пропускной способностью 2 Мбит/с) на участке Москва – Нижний Новгород составляет $7500 в месяц, Москва – Самара – $12 000, Москва – Екатеринбург – $13 800, Москва – Краснодар – $13 200. “Это в несколько раз выше, чем в Европе!” – возмущается директор по продуктам и маркетингу компании “Эквант” Александр Вронский.

Несколько лет назад у арендаторов появилась надежда решить и проблему нехватки магистральных емкостей, и ценовой вопрос. Из-за постоянно растущей нагрузки ТТК и “Ростелеком” приняли решение о модернизации сети и увеличении ее пропускной способности. Оба оператора решили использовать для этого технологию спектрального уплотнения DWDM. “Это гораздо дешевле, чем прокладывать новый волоконно-оптический кабель”, – объясняет технический директор “Раскома” Сергей Томсонов.

“Ростелеком” закончил внедрение DWDM на сетях Москва – Хабаровск и Москва – Новороссийск в сентябре 2004 г. Компании удалось увеличить пропускную способность сети в четыре раза до 12,5 Гбит/с, проект обошелся ей примерно в $64 млн. На прошлой неделе о запуске DWDM на участке Санкт-Петербург – Москва – Чита объявил и ТТК. Установка нового оборудования позволила увеличить пропускную способность сети компании в 16 раз – до 40 Гбит/с. Закончить внедрение DWDM ТТК планирует к концу 2005 г., общая стоимость проекта не должна превысить $100 млн. В ТТК считают, что максимальный срок окупаемости DWDM – не более пяти лет. Однако Томсонов думает, что этот срок может быть еще меньше – около трех лет.

“Появление новой емкости на рынке позволит оживить рынок и, возможно, снизить цены на аренду каналов”, – считает аналитик iKS-Consulting Татьяна Панкратова. С ней согласен и Вронский. “Снизив цену, “Ростелеком” и ТТК получают гораздо больше клиентов и, соответственно, гораздо больше прибыли”, – говорит он. По оценке Малиса, отложенный спрос на каналы дальней связи в России сейчас очень велик: при более разумных ценах спрос на них был бы в России в 30 раз больше. Правда, Малис скептически относится к возможному снижению цен после расширения емкостей ТТК и “Ростелекома”: “Вряд ли эти компании пойдут на такой шаг“.

Подтверждают его опасения и сами операторы магистральных сетей. “Говорить о серьезном изменении рыночной ситуации не приходится. Мы будем предоставлять рынку возможность покупать каналы, как и раньше, до внедрения DWDM”, – замечает вице-президент по связям с общественностью ТТК Аркадий Матковский. “Связывать напрямую появление дополнительной емкости и цены на аренду каналов не совсем корректно”, – вторит ему директор по связям с общественностью и инвесторами “Ростелекома” Антон Клименко. По мнению Малиса, если ценовая политика “Ростелекома” и ТТК сохранится, объем трафика по каналам дальней связи будет расти всего на 5–20% в год по разным направлениям. Потенциальные конкуренты магистральных операторов настроены более радикально.

“Цены на каналы упадут, а трафик увеличится в десятки раз, когда будут построены новые магистральные сети”, – говорит Крупянский. По его словам, в расчете на большие объемы будущего трафика Golden Telecom и некоторые другие крупные операторы уже начали строить собственные магистральные сети на европейской территории России. Однако в направлении Дальнего Востока и Сибири, по словам Крупянского, все еще остается востребованной спутниковая передача данных.