ПРАВИЛА ИГРЫ: Фигуры умолчания


Джордж Сорос в пятницу публично заявил, что президент Путин посоветовал Каримову расстрелять оппозиционных демонстрантов в Узбекистане. Он якобы и Кучме это советовал, но у того хватило ума отказаться. Никаких доказательств обвинений бизнесмен не привел. Но вот вопрос: как в сложившейся ситуации можно было бы его убедительно опровергнуть? Инициировать парламентское расследование в послушной президенту Думе? В покорном Федеральном собрании? Журналистское расследование? Подать на Сороса в Басманный суд?

В пятницу же “Ведомости” опубликовали предположительную схему прохождения платежа за “Юганскнефтегаз”. Анонимный эксперт на основании сведений из базы данных банковских проводок, недавно появившейся на черном рынке, предполагает, что федеральное казначейство через серию сделок одолжило “Роснефти” деньги на покупку ЮНГ. Разумеется, верить в версию, полученную подобным образом, никто не обязан. Но сам эпизод тем не менее знаковый. Речь идет о крупнейшей сделке между государственным органом и частной компанией, причем в конечном итоге собственность досталась компании опять же государственной. Сделка к тому же связана с громким судебным процессом. А информацию о том, как она проводилась, деловая газета вынуждена не выяснять серией журналистских запросов, а выводить из базы данных, возможно украденной неизвестными злоумышленниками. Можно подумать, речь идет не об открытой продаже, совершаемой по решению суда, а о какой-нибудь сверхсекретной операции спецслужб в стиле “Иран-контрас”, подробности которой могут выплыть на свет только в результате утечки закрытых данных. Другими словами, нормального, рутинного способа узнать, как была куплена отнятая у “ЮКОСа” нефтяная компания, не существует. Это, вообще говоря, гораздо более печальный вывод, чем даже сама предполагаемая схема операции.

На этой же неделе был наконец оглашен приговор Ходорковскому и Лебедеву. В ходе процесса мы узнали много интересного о профессионализме прокуратуры, о независимости суда. Единственное, о чем на протяжении всего процесса мы не узнали ни одного нового факта, – так это о подсудимых. Люди, еще до начала процесса пребывавшие в уверенности, что в России нельзя честно стать миллионером, по-прежнему основывают свое мнение о справедливости приговора на этой вере, повторяя компромат из газет, напечатанных задолго до процесса. В свою очередь, те, кто считает “ЮКОС” невинной жертвой политических репрессий, судят на основании поведения судьей и прокуроров, судьбы отобранных активов, неприятностей, систематически постигающих свидетелей защиты, – чего угодно, только не собственно фактов, обсуждавшихся в зале суда. Доказать никто никому ничего не может.

Постепенный демонтаж институтов демократии привел к ситуации, когда у граждан не осталось способов выяснить объективную правду о чем бы то ни было. В этих условиях нельзя не оценить добрую волю премьер-министра Фрадкова. На днях он подал пример публичности, лично опровергнув на пресс-конференции в Тбилиси газетную утку о том, что его якобы укусила бешеная кошка. “Не кусала, не кусала, – заявил премьер, – меня только пресса покусывает”. Спасибо, конечно, за информацию, но хотелось бы и другие общественно значимые сведения получать из первых рук, желательно с некоторой степенью достоверности.