СНГ – это всерьез


СНГ “создавалось для цивилизованного развода”, “все остальное – шелуха!”, и ждать от союза “особых достижений” не стоит. Так российский президент Владимир Путин в марте говорил об объединении, пришедшем в 1991 г. на смену СССР. Тогда Путин предложил рассматривать его как “полезный клуб” для “выявления” экономических и гуманитарных проблем.

С тех пор позиция Москвы радикально изменилась. “Перед [исполнительным секретарем СНГ Владимиром] Рушайло поставлена стратегическая задача: радикально реформировать исполнительные органы [Содружества], – говорит кремлевский чиновник. – С назначением [премьера Михаила] Фрадкова председателем совета глав правительств [СНГ] Россия возьмет этот процесс в свои руки”. Предстоит расшевелить “рыхлую” организацию, придав ей “динамизм” и повысив эффективность, поясняет он. Источник в окружении Рушайло говорит, что сам Путин нацелил Рушайло на модернизацию СНГ, потребовав, чтобы работа Содружества в сфере экономики, безопасности и гуманитарных вопросов активизировалась. Сохранится “ядро исполкома СНГ”, полагает источник, но замещение должностей в нем пойдет на конкурсной основе.

Реформу спровоцировала настойчивость партнеров России по СНГ. В пятницу на заседании совета премьеров стран Содружества в Тбилиси 11 лидеров государств потребовали от Фрадкова пересмотреть порядок финансирования бюджета СНГ (в 2005 г. – 276 млн руб.). “При создании [в 1993 г.] исполнительных органов СНГ государства договорились оплачивать свою долю исходя из возможностей национального бюджета”, – напомнил начальник отдела Минэкономразвития Равиль Маркин. С этих пор доля России в бюджете поднялась с 40–45% до примерно 58%. Партнеры в Тбилиси пытались доказать, что финансировать единый бюджет надо в зависимости от размера ВВП каждой страны. “Международная практика показывает, что привязка к ВВП – наиболее справедливый способ финансирования”, – пояснил премьер Азербайджана Артур Раси-Заде. Член украинской делегации на условиях анонимности сказал, что Россия хорошо зарабатывает на энергоносителях и ей не трудно внести “несчастные $7–8 млн”. Грузинский министр реформ Каха Бендукидзе указал на то, что новый порядок облегчил бы бремя таким странам, как Таджикистан, Киргизия, Грузия.

Партнеры и раньше хотели, чтобы Россия платила больше, но ставили вопрос “ненавязчиво”, заметил замминистра иностранных дел России Сергей Разов. На встрече они консолидированно “обрабатывали” Фрадкова, сказал источник в российской делегации. Но он привез в Тбилиси наказ Путина – не соглашаться больше чем на 60% взноса, утверждает чиновник.

Дискуссия продолжится, сообщил после заседания совета Рушайло. Вопрос о взносах для России второстепенный по сравнению с реформой самого СНГ, замечает кремлевский чиновник. “Если есть шанс перевести систему в новое качество, тогда порядок взносов и голосов может быть инструментом в решении проблемы”, – считает замминистра экономического развития Виталий Савельев. Источник в окружении Рушайло не исключает, что в итоге от размера взноса каждой страны в бюджет Содружества будет зависеть количество голосов, которое она получит.

Российский МИД составит свои предложения о новой структуре органов СНГ к августу, когда в Казани должен пройти совет глав государств Содружества, сказал полпред России в экономическом совете СНГ Александр Смирнов.

Наблюдатели сомневаются, что кремлевская реформа будет успешной. С помощью управленческих манипуляций нельзя научить страны с очень разными политическими и экономическими приоритетами работать согласно, считает научный сотрудник украинской Академии наук Владимир Сиденко. СНГ лучше сделать координационным органом по обмену опытом, который будет, например, вырабатывать единые правила разрешения торговых споров, говорит он. Центробежные тенденции на постсоветском пространстве не исчерпаны, поэтому Украина, Грузия, Молдавия “спят и видят себя в Евросоюзе”, Туркмения держится особняком, а государства Средней Азии испытывают влияние исламского мира, перечисляет факторы, препятствующие интеграции в рамках СНГ, директор Института национальных инициатив в Москве Владимир Размустов. По его мнению, лучше двигаться к цели через уже сложившиеся структуры вроде Евроазиатского экономического сообщества и Союза Белоруссия – Россия.