Спор о Европе: Клеветникам Брюсселя


FINANCIAL TIMES – Зная, что национальные правительства привычно сваливают вину за свои экономические промахи на вмешательство Брюсселя, нет смысла удивляться, что избиратели, наконец, в это поверили.

Герхард Шредер и Жак Ширак изображают европейское руководство сборищем заговорщиков-ультралибералов, пытающихся подорвать дорогую сердцу каждого европейца систему социальной справедливости.

Провал евроконституции на референдумах во Франции и Нидерландах – это результат долгой истории политической дезинформации со стороны правительств стран – членов ЕС.

Правительства не сумели донести до граждан все значение и последствия реализации крупномасштабных европейских проектов, таких как единый рынок и единая валюта. Их выгоды превозносились, риски скрывались, а политические и экономические последствия глубоко не обсуждались. Утверждения о том, что единый рынок и валюта подтолкнут экономический рост, не соответствуют реальности. Для голландских избирателей, правы они или нет, введение евро означало просто повышение цен и замедление роста. Не смогли правительства и подготовить своих граждан к необходимости внутристрановых реформ. Чиновники взяли на себя обязательства пакта о стабильности и росте и Лиссабонской конференции по экономическому росту, но позже просто проигнорировали их.

Политическая причина расширения – необходимость стабилизировать демократическое развитие Восточной Европы – практически не обсуждалась на национальных уровнях в странах ЕС. Не обсуждались и экономические последствия расширения. Эту тему узурпировали лидеры оппозиции и использовали для подстегивания антииммигрантских настроений в странах “старой Европы”.

При этом немногие политики признаются публично, что Евросоюз помогает им решать реальные проблемы. Еще больше они боятся признавать, что это стоит их странам денег.

Удивительно, что в то время, как все больше политических процессов в Европе происходит на уровне ЕС, политическая дискуссия остается крайне локализованной. Есть множество принципиальных споров, разделяющих Европу. Например, спор между сторонниками англосаксонского капитализма и приверженцами европейского социального либерализма. Более высокий уровень честности со стороны политиков просто необходим, хотя и недостаточен, чтобы разрешить эти несогласия. (Редакционная статья FInancial Times, 4.06.2005.)