Кто следующий?


Заместитель генпрокурора Владимир Колесников, за три дня до ареста Ходорковского в октябре 2003 г. предсказавший обвинения в отношении руководителей “ЮКОСа”, вновь грозит олигархам расправой. “У нас в обойме есть дела. Могу сказать, это дело [в отношении бывших совладельцев “ЮКОСа” Ходорковского и Лебедева] не последнее”, – заявил в воскресенье вечером на телеканале НТВ Колесников. О ком идет речь, он отказался рассказать. “Кое-кто сбежал”, – лишь уточнил прокурор. Впрочем, во время передачи он упомянул, что в тяжких преступлениях замешана часть руководства “ЮКОСа”, в том числе один из совладельцев компании Леонид Невзлин.

После ареста Ходорковского его партнеры по бизнесу Михаил Брудно, Владимир Дубов и Невзлин эмигрировали в Израиль. Все они объявлены Генпрокуратурой в международный розыск, а в январе 2003 г. был санкционирован их арест. Дубов подозревается в участии в незаконных сделках, организованных подразделениями “ЮКОСа”, Брудно – в хищении более $6 млрд и отмывании 133 млрд руб. Прокуроры утверждают, что Невзлин напрямую давал указания бывшему сотруднику “ЮКОСа” Алексею Пичугину, осужденному на 20 лет лишения свободы за организацию в 2002 г. убийства супругов Сергея и Ольги Гориных. Невзлин также обвиняется в неуплате налогов и присвоении акций “Томскнефти”.

Представитель Генпрокуратуры говорит, что ему не известно ни о каких уголовных делах в отношении крупных бизнесменов, не связанных с “ЮКОСом”. По мнению кремлевского чиновника, Колесников “вероятнее всего намекал на Невзлина”. А источник в прокуратуре полагает, что Колесников просто напомнил Невзлину и другим укрывшимся за границей фигурантам дела “ЮКОСа”, что расследование в их отношении продолжается и Москва воспользуется всеми законными возможностями для их выдачи.

Хотя добиться экстрадиции из Израиля совладельцев “ЮКОСа” будет непросто – соглашения о взаимной выдаче преступников между Россией и Израилем нет. По неформальной договоренности с 2002 г. израильские правоохранительные органы выдают нам лишь очевидных бандитов и уголовников с израильским гражданством, да и то при условии, что назначенный российским судом срок они будут отбывать на родине, поясняет источник в МВД. До сих пор известно о двух таких случаях. В 2002 г. России был выдан некий Андрей Журавлев, которого российские милиционеры считали одним из лидеров бауманской преступной группировки и который подозревался в убийстве конкурентов, однако суд его оправдал. А в 2003 г. России был выдан Геннадий Ягудаев, подозревавшийся в похищении человека. В 2004 г. Мосгорсуд приговорил его к десяти годам лишения свободы, и Ягудаев был отправлен в Израиль для отбытия срока.

Эксперты полагают, что заявления Колесникова адресованы представителям “ЮКОСа”, а пугать остальных бизнесменов силовикам незачем. “Сейчас олигархи не представляют серьезной политической угрозы для Кремля, – говорит Алексей Макаркин из Центра политических технологий. – К тому же если избирателям, может быть, и понравится очередной арест крупного бизнесмена, то экономика отреагирует болезненно, а власти это не нужно”. А по мнению гендиректора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, даже если Колесников и имел в виду олигархов, не связанных с “ЮКОСом”, то это наверняка лишь его личное мнение. “Если бы его речь носила серьезный характер, то прозвучала бы конкретная компания”, – убежден Орлов.