Налоговики тоже платят


По Налоговому кодексу (НК) размер пошлины зависит от суммы иска, но не может превышать 100 000 руб. В законе прямо сказано, что госорганы освобождаются от госпошлины в тех случаях, когда они подают в суд заявления “в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц” и выступают в качестве истцов. Во всех остальных случаях госпошлина взимается. Но до сих пор суды и сами чиновники нередко игнорировали это правило, полагая, что интересы бюджета можно защищать бесплатно.

В апреле по иску компании “Илим Палп” кассационная коллегия Верховного суда решила, что ведомство, которое выступает в качестве ответчика, обязано оплачивать госпошлину за подачу апелляционной и кассационной жалоб на общих основаниях. В противном случае, говорится в определении коллегии, суды не вправе принимать иски от обиженных чиновников.

Правда, воспользоваться революционным решением Верховного суда пока никому не удалось. “Ни один арбитражный суд еще не рискнул применить решение ВС и оставить без движения жалобы налоговых органов, не оплативших госпошлину”, – говорит гендиректор компании “Налоговая помощь” Сергей Шаповалов. Вертикаль арбитражных судов воспринимает как прямое указание к действию только мнение своих непосредственных начальников – судей Высшего арбитражного суда, объясняет он.

Высший арбитражный суд не заставил себя долго ждать. На днях в правовых базах опубликовано информационное письмо президиума ВАС от 25 мая. В нем говорится, что от госпошлины освобождаются только те госорганы, которые упомянуты в части 1 статьи 53 Арбитражно-процессуального кодекса. По ней “орган, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца”. Это означает, что, если налогоплательщик обжалует решение инспекции и выиграет суд первой инстанции, налоговому органу придется заплатить госпошлину за то, чтобы подать апелляцию или кассацию, объясняет Шаповалов. Ведь в этом случае налоговый орган уже не будет считаться истцом, обратившимся в арбитражный суд “в защиту государственных и общественных интересов”.

Для бюджета это решение означает дополнительные траты – по оценке Федеральной налоговой службы, около 1 млрд руб. в год (примерно $35 млн). При этом “Сибнефть”, например, в апреле добровольно доплатила в бюджет около $300 млн вместо доначисленного за 2000–2001 гг. $1 млрд.

По данным ВАС, на налоговые споры в 2004 г. приходилось 42,6% всех споров с чиновниками. Большую часть (85%) инициировали сами налоговики. Но они же и чаще проигрывали: суды признали недействительными 42 273 акта налоговых органов, т. е. 73% исков выиграли налогоплательщики.

“Необоснованные претензии налоговых органов – это, к сожалению, норма жизни”, – замечает руководитель департамента налогов и права “Бейкер Тилли Русаудит” Эдуард Кучеров. По его мнению, необходимость платить госпошлину не остановит налоговиков при выставлении заведомо проигрышных требований. “В нынешней системе налоговых органов успешность оценивается в зависимости от числа выявленных нарушений, – рассуждает Кучеров. – А то, что потом эти нарушения были признаны необоснованными, на судьбе проверяющих никак не сказывается”. Получить комментарии ФНС не удалось.