Тренд переменился


Впервые за последние три года мировые цены на сталь начали снижаться. По данным БДО “Юникон”, прокат подешевел за четыре месяца на 13,2%, оцинкованный лист – на 4,6%. В среднем мировые цены снизились на 10%, отмечает аналитик ОФГ Ольга Окунева. Средняя цена горячекатаной стали снизилась с конца прошлого года на 10,2% – с $540 до $485 за тонну, добавляет аналитик “Атона” Тимоти Маккачен. Россия в отличие от многих европейских стран поставляет металл не в США, а прежде всего в Китай, где за последний месяц цены на стальной лист снизились на 6%, замечает Маккачен. Первые признаки коррекции стали видны еще весной. В прошлом году на металлургов ополчились нефтяники, “Газпром” и автозаводы – все они жаловались на безудержный рост цен. В этом году претензии были слышны только от “Российских железных дорог”. Когда цены растут не в два раза, а на несколько процентов, это не так уж страшно, говорил в апреле президент ОМК Анатолий Седых.

А ближе к лету потребители и вовсе начали добиваться от металлургов снижения цен. РЖД, по словам вице-президента Алексея Мерсиянова, договорилась со своими поставщиками о сокращении закупочных цен на прокат в среднем на 10%, а на чугун – на 20%. Несмотря на мировые тенденции, в начале года металлурги дважды повышали цены для РЖД, говорит Мерсиянов: на 8% в I квартале и еще на 12% во втором. Новые цены помогут монополии сэкономить около $15 млн, говорит он. На 10%-ную скидку рассчитывают и строители, говорит заместитель гендиректора ДСК-1 Евгений Гончаров. “Переговоры пока продолжаются, но мы будем настаивать на снижении цен”, – замечает он. А для автопроизводителей цены на прокат будут скорее всего заморожены на уровне II квартала, добавляет менеджер Магнитогорского меткомбината. “Тенденция очевидна”, – заключает директор Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко. Правда, до трубников, по его словам, коррекция пока не докатилась. Представители ММК, “Северстали” и “Евразхолдинга” не стали комментировать изменение условий поставок металла своим партнерам.

Эксперты уверены, что снижение цен коснется многих российских потребителей. “В какой-то момент мировые цены на сталь были ниже российских, и, если бы металлурги не стали их снижать, они могли лишиться крупных покупателей”, – объясняет управляющий директор инвесткомпании AG Capital Александр Агибалов. А Дейнеко не исключает, что свою роль сыграла и “жесткая критика” металлургов со стороны правительства.

Наметившуюся тенденцию Агибалов считает долговременной. “Цены, конечно, будут колебаться, но в ближайшие два года они скорее всего серьезно расти не будут”, – полагает он. Маккачен настроен менее пессимистично. “Похолодание” на рынке вряд ли продлится больше полугода, уверен он. При самом плохом прогнозе к концу года снижение цен не превысит 15–16% – при том что в прошлом году они выросли в среднем на 60–70%, добавляет Семен Миронов из “Ренессанс Капитала”. “Средняя цена этого года все еще выше, чем в прошлом”, – замечает он. “Существенного, драматического падения цен не произойдет”, – соглашается Окунева. “Чтобы цены стабилизировались и начали падать, должен серьезно сократиться спрос, что вряд ли произойдет в ближайшее время”, – уверен Дейнеко.