Три года на работу


Оснащение российской армии с каждым годом обходится казне дороже. В бюджете 2003 г. на эти цели было заложено 117 млрд руб., в 2004 г. – 137 млрд руб., а в 2005 г. – уже 180 млрд руб. При этом Минобороны не покупает больше новых систем вооружений. Так, за последние три года в строй не введено ни одного крупного корабля и ни одного нового боевого самолета, за исключением достроенных из советского задела. Стратегические ракеты “Тополь-М” покупались по четыре штуки в год. Только в 2005 г. их закупку увеличат до семи единиц, что не обеспечивает рентабельность производства.

К тому же чиновники планировали военный бюджет только на год и, соответственно, заключали годичные контракты на создание оружия. Теперь, как сообщил источник в Минобороны, они начали подписывать трехлетние соглашения. По его словам, таких контрактов уже десять. Менеджер одного из оборонных авиапромышленных предприятий говорит, что два из них – это модернизация 24 истребителей Су-27 в вариант Су-27 СМ на Комсомольском авиазаводе (КнААПО) и строительство 13 учебно-боевых самолетов Як-130 на нижегородском заводе “Сокол” (до 2008 г.).

Годовые контракты неудобны для производителей – на создание некоторых систем вооружений требуется намного больше времени. Например, подлодка “Юрий Долгорукий” строится с 1996 г. При планировании на год почти невозможно взять банковский кредит, а заложенные в бюджете показатели инфляции меньше, чем увеличение расходов военных на комплектующие и материалы, говорит председатель совета директоров Объединенной промышленной корпорации Александр Гнусарев. Поэтому даже при 100%-ном финансировании закупки проваливаются.

Но и новая система может оказаться не лучше. Так, на контракт с Су-27 из бюджета уже выделяется меньше денег, чем нужно, жалуется менеджер одного из предприятий авиапрома. Две предсерийные машины Як-130 были построены на собственные средства разработчика, хотя бюджет обещал госфинансирование, добавляет он.

Тем не менее президент Владимир Путин на вчерашней встрече с членами правительства потребовал учесть гособоронзаказ и потребности силовиков в трехлетнем финансовом плане на 2006–2008 гг. Таким образом, говорит источник в Минобороны, чиновники рассчитывают переломить ситуацию с перевооружением армии, которая не улучшается несмотря на постоянный рост госзаказа.

Российская оборонка по долгосрочным контрактам работать умеет, замечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко: предприятия доказали это при выполнении экспортных заказов. Но как тратит казенные деньги российское Минобороны, точно не знают ни чиновники, ни депутаты, напоминает эксперт Центра оборонной информации Иван Сафранчук. Поэтому контролировать эффективность оборонных госзакупок не получится и при трехлетнем финансировании, уверен Борис Зацепин из лаборатории военной экономики Института экономики переходного периода. Для полноценного перевооружения армии надо менять всю систему закупок, делая упор на ее прозрачность, считает Зацепин.