Утомительные перелеты


За один 2002 год Тодд Хоффман, партнер PricewaterhouseСoopers, совершил шесть деловых поездок в разные страны и каждый раз проводил в путешествии по 11 дней. Он почти ничего не ел и постоянно ложился в 2.30 утра, так как по ночам отчитывался перед головным офисом в США. Потом он заболел и был вынужден отменить поездку в Москву, свой последний пункт назначения. Благодаря современным технологиям “вы можете работать где угодно и когда угодно”, говорит теперь Хоффман. “Но вы не в состоянии делать все сразу”, – добавляет он.

И все же есть способы сохранить работоспособность в деловых поездках. Вот что рекомендуют путешественники со стажем.

В случае ночных перелетов обустройте кресло в самолете так, чтобы вам было удобно в нем спать.

Начиная с мая 2004 г. Дэвид Лавенда, директор по маркетингу небольшой компании по обеспечению безопасности в Интернете V-Secure, совершил около 20 перелетов из США в Израиль и обратно. В его задачу входило наблюдение за деятельностью исследовательского центра компании неподалеку от Тель-Авива. В самолете Лавенда научился не уставать. “Если вы хотите уснуть в кресле самолета, то просто накройте голову одеялом”, – советует 41-летний топ-менеджер. Ночью в самолете Лавенда надевает на голову бейсбольную кепку с козырьком, а поверх нее – шерстяное одеяло. “Козырек кепки не дает одеялу падать на лицо, и вы можете свободно дышать”, – объясняет менеджер. Он пользуется также звуконепроницаемыми наушниками. Лавенда никогда не пьет на борту кофе или алкоголь.

Надевайте несколько слоев одежды и не сдавайте вещи в багаж.

Лавенда надевает в путешествие сразу две рубашки. Эта привычка появилась у него после того, как однажды в самолете он пролил на себя кофе. По прибытии в аэропорт Тель-Авива Лавенда сильно спешил и отправился на первую деловую встречу, даже не поменяв рубашку. В результате всю встречу он задергивал полы пиджака, стараясь прикрыть ими пятно. Это раздражало потенциальных клиентов. “Люди подумали, что у меня нервный тик”, – вспоминает он.

Полу Рейли, занимавшему в конце 1990-х пост гендиректора консалтингово-аудиторской компании KPMG International в Амстердаме, приходилось постоянно летать в Лондон и Нью-Йорк. Он останавливался в одних и тех же отелях и в конце концов договорился, что там будут стирать его одежду и хранить ее у себя до его следующего приезда. Он брал с собой только ручную кладь. “В таких случаях вам не надо ждать получения багажа и нет опасности его потерять”, – замечает Рейли, который с 2001 г. работает гендиректором международной рекрутинговой фирмы Korn/Ferry International.

Заранее бронируйте номер в отеле и отсыпайтесь все утро после перелета.

Алисия Уитэкер, управляющий директор финансовой компании Credit Suisse First Boston в Нью-Йорке, стала применять эту тактику после того, как прошла курс обучения “Умение сохранить высокую работоспособность”. В классе сотрудников учили чередовать периоды стресса и спокойствия.

Теперь, как бы рано ни приземлился самолет, Уитэкер знает, что ее уже ждет в отеле забронированная комната. “Так здорово после перелета поваляться несколько часов на чистых простынях в удобной постели!” – говорит она. Теперь она чувствует себя менее раздражительной и уставшей, чем в те времена, когда безуспешно пыталась заснуть ночью в кресле самолета. “Сейчас мне гораздо легче работать”, – добавляет Уитэкер.

Не назначайте встреч в ближайшие часы после прибытия.

Когда Лавенда ездил в Израиль по делам своего бывшего работодателя, он часто прямо с самолета отправлялся на важную встречу. Но после перелета ему редко удавалось сосредоточиться на делах. Вскоре он смог найти простое решение этой проблемы. Он убедил коллег в первую очередь заниматься делами, которые не требуют больших интеллектуальных усилий.

Не засиживайтесь вечером за работой дольше, чем обычно. И не назначайте каждый день деловой ужин.

Хоффман сильно заболел, когда находился в командировке в Швейцарии. После этого он обратился за помощью к коллегам с большим опытом международных поездок. В отличие от него они легко справлялись в командировке со всеми заданиями американского головного офиса. “Забудь о том, что происходит дома, – посоветовали они. – Сосредоточься на целях путешествия”. Теперь перед каждой командировкой Хоффман оставляет в своей электронной почте сообщение для коллег, которое гласит: “Я за границей”.

Но, даже получив ваше сообщение, сослуживцы могут позвонить вам среди ночи. Несколько лет назад Рейли был в командировке в Японии, и его мобильный телефон зазвонил в 2 часа ночи. За окном свирепствовала буря. “Я не смог снова заснуть и провел ночь без сна, – вспоминает Рейли. – Весь следующий день я чувствовал себя разбитым. После этого случая я стал отключать телефон”. (WSJ, 31.05.2005, Мария Подцероб)