ВЕКТОР


Управляющие надеются на рекламу

Мода на паевые фонды проходит. Еще полтора года назад ряды пайщиков каждый квартал росли в среднем на 20%, а вот с середины прошлого года очереди за паями заметно поредели. Так, по данным Национальной лиги управляющих, число рыночных пайщиков в III квартале 2004 г. увеличилось всего на 9%, в IV квартале – на 6%, а за три первых месяца этого года – на 11%. Итого к 1 апреля 2005 г. паи открытых и интервальных фондов имели 71 000 инвесторов.

Впрочем, управляющие не теряют оптимизма. Так, гендиректор УК “Креативные инвестиционные технологии” Владимир Кириллов надеется, что через пять лет количество пайщиков перевалит за 1 млн. Когда их будет больше 100 000, масштабы бизнеса управляющих начнут расти гораздо быстрее, считает он. Но для головокружительного роста, по мнению Кириллова, нужно не только решить проблемы с налогообложением, но и отменить рекламные ограничения: по закону в каждом своем сообщении управляющий должен указывать номер лицензии, полную информацию о фонде, период, за который получена упоминаемая доходность, и пр. Обилие цифр путает потенциальных инвесторов, сетует Кириллов, и они предпочитают паю проверенный депозит в банке. Однако трудно представить, как простая реклама будет приводить в индустрию коллективных инвестиций почти по 200 000 пайщиков в год.

Мода на дивиденды

Вслед за нефтяниками и металлургами мода на большие дивиденды докатилась и до менее прибыльных отраслей. На прошлой неделе скромный ЦБК “Волга”, заработавший в 2004 г. 250 млн руб. чистой прибыли, пообещал своим акционерам выплатить гигантские по меркам отрасли дивиденды – 460 млн руб. Чтобы выполнить обещание, комбинату придется потратить прибыль, заработанную в предыдущие годы. А вчера на годовом собрании акционеры “Уралкалия” утвердили дивиденды за 2004 г. в размере 1,6 млрд руб. – больше половины чистой прибыли. Причем 744 млн руб. из этой суммы “Уралкалий” уже выплатил в виде дивидендов за девять месяцев. По соотношению чистой прибыли к размеру выплат акционерам “Волга” и “Уралкалий” оставили далеко позади НЛМК, “Северсталь”, “Транснефть”, “ЛУКОЙЛ”. Щедрость “Волги” эксперты объясняют подготовкой к продаже. Основной акционер ЦБК – “Ост Вест Груп” давно воюет за контроль над предприятием с “Базэлом”. Наблюдатели полагают, что “Ост Вест Груп” готова сдаться натиску компании Олега Дерипаски, но накануне решила вывести из комбината средства. Не исключено, что схожий мотив сработал и в случае с “Уралкалием”. В начале мая по рынку поползли слухи о том, что блокпакет акций компании может быть продан мировому гиганту – BHP Billiton. В любом случае “Уралкалий”, утроивший прибыль в 2004 г., может позволить себе рекордные выплаты за IV квартал.