Моро, Жирардо и Учитель


Финансовые проблемы сводятся к двум обстоятельствам. Во-первых, госдотирование ММКФ урезано на 20% – это, впрочем, составит 72 млн руб. (урезано потому, как заметил неофициальный киноминистр России, заместитель руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Александр Голутва, что на столько же процентов урезан бюджет и всего агентства). Во-вторых, многие запланированные спонсоры выложились на празднование 60-летия Победы.

Изменение внешних условий – штука более хитрая. За время между прошлым и нынешним ММКФ Международная ассоциация кинопродюсеров (FIAPF – International Federation of Film Producers Associations) скорректировала требования к главным кинофестивалям, которые у нас традиционно, но не вполне обоснованно (потому что такого строгого термина нет) называют фестивалями класса А. Прежде Каннскому и прочим фестивалям первого ряда, в который, поотстав от первой тройки, входит и московский, запрещалось включать в конкурсные программы фильмы, засвеченные на других киносмотрах.

Теперь – берите, что хочу. По словам председателя отборочной комиссии ММКФ Кирилла Разлогова, московский мог бы даже, пожелав, составить конкурсную программу из фильмов конкурса каннского. Новый пример глобализации. Однако! Конкуренция между фестивалями от этого не уменьшилась. Теперь (это уже текст от “Ведомостей”) по итогам года будет оцениваться то, сколько премьер продемонстрировал каждый конкретный фестиваль – в зависимости от показателей ежегодно будет высчитываться его рейтинг, примерно как рейтинг теннисистов или шахматистов. Премьерные показы бывают четырех типов, причем каждый следующий ниже предыдущего: 1) мировые премьеры – абсолютно первый показ фильма (в нынешнем московском конкурсе четыре таких фильма из 17); 2) международные; 3) европейские; 4) национальные. Нас в этом московском конкурсе будет представлять “Космос как предчувствие” Алексея Учителя, в котором Евгений Миронов изображает Юрия Гагарина в 1957 г., нисколько не подозревающего о том, какая судьба уготована ему в 1961-м. Сейчас активно обсуждается скандальная ситуация, что Учитель вдруг вынул картину из программы проходящего сейчас “Кинотавра”. По словам Разлогова, это было связано с тем, что по новым правилам если бы он засветил свой фильм в Сочи, то понизил бы статус и своей картины в Москве, и всего ММКФ.

Конкурсную программу оценить пока трудно. Но приятно уже то, что в ней есть несколько фамилий, актуальных для современного искусства кинорежиссеров. В частности, одного из творцов манифеста “Догма” Томаса Винтерберга (“Дорогая Венди” по сценарию самого Ларса фон Триера), чеха Петра Зеленки (“Хроники обыкновенного безумия”) и узбека Юсупа Разыкова (“Девичий пастух”). Два последних фильма относятся наряду с фильмом Учителя к элитному ряду “мировых премьер”. Судить конкурсные ленты будет жюри во главе со сценаристом Валентином Черных. Отчего ММКФ не зазывает главой жюри мэтра всемирного масштаба – вопрос к нему. В этом остатки провинциализма. Тем более что в жюри, где всего шесть человек, входят австрийский классик Ульрих Зайдль, французская мэтресса Клер Дени, знаменитый итальянский композитор Никола Пьовани (автор музыки к фильмам Нанни Моретти, Федерико Феллини, братьев Тавиани и Роберто Бениньи), венгерский оператор-новатор Янош Кенде – ну и Виктория Толстоганова, без которой теперь не обойтись.

Параллельные программы, которые в этот раз строго структурированы (от “Национальных хитов” и “Восьми с половиной фильмов” до “Азиатского экстрима”, “Датского кино сегодня”, ретроспектив и т. д.), сейчас охарактеризовывать не станем, сказав только, что там заявлены основные каннские хиты: “Тайник”, “Дитя”, “Мандерлей” и проч. Точный список фильмов пока не оглашен.

Что касается звезд, то, по словам Кирилла Разлогова, фестиваль проигрывает, когда зазывает звезд вне связи с фильмами основной программы, потому что звезды отвлекают прессу от экрана. Пока ожидаются Жанна Моро (фильм Франсуа Озона “Время прощания”) и Анни Жирардо (фильм Михаэля Ханеке “Тайник”). Моро получит ежегодную премию ММКФ имени Станиславского. Из режиссеров фестиваль ждет братьев Дарденн (показ фильма – победителя Каннов-2005 “Дитя”), Иштвана Сабо и Питера Гринуэя (который хочет оценить русский дубляж его “Чемоданов Тульса Люпера”).

Каким будет фильм закрытия фестиваля, не ясно. Фестиваль явно (но скрытно) рассчитывает на “Войну миров” Спилберга, выходящую у нас в прокат 30 июня, но не верит в согласие голливудцев и держит про запас некую французскую картину.

Да! Вопреки ожиданиям фестивальным центром, как бывало до пожара и 2003 г., не станет Манеж. Почему – тут уже тайна из разряда “интриги”.