НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Огурцы и политика


“Знаете, что такое верблюд? Это арабский скакун, прошедший все ведомственные согласования”, – заметил как-то острый на язык Герман Греф. Однако в предисловии к книге немецкого экономиста Хорста Зиберта, посвященной не только бюрократической волоките, но и экономической политике в целом, он академичен и строг. Кратко анонсируя содержание книги, отмечая личное обаяние профессора Зиберта, он призывает: “Лучше прочтите сами – поверьте, не пожалеете”.

Но не совсем понятно, к кому он обращается. Возможно, к коллегам-бюрократам, но тираж в 1000 экземпляров явно мал даже для руководителей всех уровней федеральной власти и их помощников. Ведь книга Зиберта одна из немногих, где педантично, по полочкам разложена новейшая экономическая политика на примере Европы. Впрочем, призыв Грефа может быть услышан и предпринимателями – ведь именно на них эта политика нацелена в первую очередь и знать, в какую сторону повернется флюгер власти, – их первейшая задача.

Вместе с Грефом бюрократы наверняка посмеются над европейскими коллегами, усилиями которых вводится много правил. Взять хотя бы огурцы. Оказывается, в ЕС четырем классам огурцов предписаны четкие параметры по кривизне и цветовому нарушению: например, огурцы класса “экстра” должны быть хорошо сформированными и практически прямыми (максимальное искривление 10 мм на 10 см длины огурца). Но в целом, после прочтения книги бюрократам будет не до шуток: Зиберт считает, что политики и обитатели чиновничьих кабинетов смутно представляют себе перспективы развития экономики. “Они не знают, каким продуктам предстоит процветать на рынках и какие производственные процессы утвердятся в ходе всемирной конкуренции”, – отмечает профессор.

Впрочем, и сторонники рыночных реформ знают, что во всем мире сокращается срок жизни продуктов, что теперь у нерешительных и неповоротливых предприятий остается все меньше шансов на выживание. Рецепт профессора Зиберта прост: он считает, что, “осуществляя инновации, следует делать ставку на новые предприятия и предпринимателей”.

Правда, многие наверняка согласятся с мнением Зиберта о том, что будущие мировые бизнес-элиты формируются в США. “Мне было бы крайне интересно узнать, сколько дочерей и сыновей немецких политиков, столь страстно защищающих статус-кво нашей высшей школы, записались в американские и английские элитные университеты”, – пишет он. Его беспокоит, что в его стране система высшей школы организована на началах административного планирования, где в ходу плановые показатели и нормативные величины. Что же делать в сложившейся ситуации? И здесь профессор предлагает испытанный веками прием – использование принципов конкуренции. И даже самые прожженные скептики Старого Света согласятся с ним в том, что важнейшая характеристика рыночной экономики – вертикальная мобильность людей, что шансы, предоставляемые индивиду, в общеэкономическом смысле означают открытие новых творческих сил для всего народного хозяйства.