Оружие стало ненужным


Диверсифицировать российский экспорт пыталось еще правительство Михаила Касьянова, уволенного больше года назад. Чиновники надеялись избавить страну от сырьевой зависимости и нарастить поставки за рубеж товаров с высокой степенью переработки. Кабинет министров под руководством Михаила Фрадкова принял эстафету: в программе социально-экономического развития до 2008 г. диверсификация производства и экспорта названа главной задачей.

Но пока, судя по статистике Федеральной таможенной службы (ФТС), несырьевой экспорт только падает. По опубликованным вчера данным, за первые четыре месяца 2005 г. российские компании экспортировали машин и оборудования на $2,99 млрд против $3,9 млрд в за такой же период прошлого года. Таким образом, в январе – апреле поставки оборудования за рубеж сократились на 36%, а в страны СНГ незначительно выросли – на 9%.

Год назад экспортная статистика была более обнадеживающей. По данным ФТС, в 2004 г. Россия увеличила экспорт на 35,8%, а машиностроители вывезли своей продукции на 17,3% больше, чем в 2003 г. Поставки в дальнее зарубежье выросли по сравнению с 2003 г. на 4,2% до $8,4 млрд.

Провал связан с падением экспорта вооружений, на который приходится больше половины вывозимой машиностроительной продукции, считают чиновники и эксперты. А поставки в дальнее зарубежье военные в прошлом году покрывали почти на 70%. Но в начале этого года крупных поставок вооружения в отличие от прошлого года не было, напоминает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. В 2004 г. “Рособоронэкспорт” вывез за рубеж военной техники на $5 млрд. Картину этого года скрасят поставки “Адмиралтейской верфи”, которая должна отгрузить подлодки в Китай, надеется Макиенко. “Ситуация выровняется” к концу года, соглашается чиновник Минэкономразвития. Он уверен, что до этого появятся “новые военные контракты”. Но и без них, подсчитала аналитик ОФГ Елена Сахнова, в целом за год по линии госмонополиста экспорт вооружений составит около $4,8 млрд.

Гражданские машиностроители говорят, что экспорт не снижали. По словам представителя “АвтоВАЗа” Александра Громкова, в I квартале компания выполнила экспортный план из расчета около 90 000 автомобилей в год. Не отстают от графика и в “Силовых машинах”, утверждает представитель компании Виктория Вергельская. “На рынке [экспортного машиностроения] могут быть серьезные колебания, если одновременно у многих компаний заканчиваются контракты”, – резюмирует эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников.