“Русский стандарт” пошел своим путем


В “Русском стандарте” не смогли объяснить, каким образом банк намерен создать собственное кредитное бюро, если по закону он и аффилированные с ним лица не могут контролировать более половины капитала бюро. Однако у “Русского стандарта” могут найтись последователи. В ближайшем конкуренте банка на рынке потребкредитования – “Хоум Кредит энд Финанс Банке” – не исключают, что пойдут по такому же пути. Впрочем, по словам представителя банка, окончательное решение не принято.

Закон о бюро кредитных историй вступил в силу с июня. По этому закону с согласия заемщиков банки обязаны будут с 1 сентября предоставлять в создаваемые бюро информацию о выдаваемых кредитах и аккуратности их погашения. А банки на платной основе будут иметь доступ к этой информации при обращении клиента за кредитом. С каким бы кредитным бюро банк ни сотрудничал, закон предусматривает создание в Центральном банке Центрального каталога кредитных историй, где будет отражаться наличие информации о каждом заемщике в том или ином бюро.

К зарождающемуся в России рынку кредитных историй проявили интерес ведущие мировые операторы. Компания Experian создала бюро в партнерстве с “Интерфаксом”, а сформированное под эгидой Ассоциации российских банков Национальное бюро кредитных историй вошло в альянс с компанией TransUnion Crif. Национальное кредитное бюро договорилось с ведущими сотовыми операторами – компаниями МТС, “МегаФон” и “ВымпелКом” – о сборе информации о недобросовестных клиентах и мошенниках.

Крупнейший кредитор россиян – Сбербанк – согласился сотрудничать с Национальным бюро кредитных историй, став соучредителем НП “НБКИ”, которое стало акционером этого бюро. Однако не все банки решились доверить информацию об обязательствах заемщиков сторонним кредитным бюро. Занимающий 2-е место по объему выданных кредитов населению банк “Русский стандарт” решил полагаться на собственные силы. Банк планирует создать собственное кредитное бюро, цитирует “Интерфакс” предправления банка Дмитрия Левина. Связаться с ним “Ведомостям” вчера не удалось.

Директор по развитию НБКИ Алексей Волков вспоминает, что при разработке закона предполагалось ограничить максимально возможную долю одного участника кредитного бюро в его капитале 10%, чтобы стимулировать банки к кооперации. Однако после обнародования договоренностей “Интерфакса” с Experian эта планка была поднята до 50%. “За что боролись, на то и напоролись”, – досадует Волков.

“Это скорее выжидательная позиция, позволяющая не нарушать закон. Когда банки поймут, что смогут от некэптивных кредитных бюро получать достаточный объем информации, их позиция изменится”, – считает Волков. Кредитное бюро, базирующееся на информации от одного банка, не имеет перспектив с точки зрения бизнеса, считает исполнительный директор Центра развития Дмитрий Лепетиков.

“Не думаю, что [решение о создании некоторыми банками собственных кредитных бюро] может как-то повлиять на развитие института бюро кредитных историй в России, – говорит Эльмира Тихонычева, зампред правления ИМПЭКСБАНКа. – Создание БКИ – это естественное развитие рынка банковских услуг, которое позволит добросовестному заемщику, предоставившему информацию в бюро, повысить шансы на получение кредитов в будущем в другом банке”. У ИМПЭКСБАНКа подписан договор с НБКИ.