“Трасты” проданы


Нацбанк собирается “расширять присутствие в регионах” и к концу 2006 г. довести со 120 до более 350 количество точек продаж (начиная от филиалов, число которых должно вырасти до 62, до допофисов), потратив на это около $25 млн (еще около $5–6 млн планируется дополнительно инвестировать в информационные технологии). Чтобы закрепиться на московском розничном рынке, этих средств может быть достаточно, а для регионального, где спрос на кредиты невелик, может не хватить, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

В конце 2003 г. руководство всем банковским бизнесом опальной группы МЕНАТЕП перешло к команде менеджеров инвестбанка “Траст” во главе с Юровым. В мае 2004 г. они по классический схеме MBO (management buy-out) выкупили у Group Menatep МФО “МЕНАТЕП” – крупнейшего акционера обоих банков. Контрольные пакеты банков с совокупным капиталом $300 млн были проданы за $106,8 млн с отсрочкой оплаты $80 млн на год. МФО “МЕНАТЕП” было переименовано в ЗАО “Управляющая компания “Траст”, на 100% принадлежащее кипрской TB Holdings CO. А уже ее владельцами были пять “старших партнеров” – члены совета директоров обоих банков во главе с Юровым.

По его словам, на днях расчеты по сделке были завершены. “Мы выплатили Menatep Asset Management Ltd. $80 млн, из них $10 млн – наши собственные деньги, полученные в виде дивидендов за 2004 г., оставшаяся сумма – несколько частных сделок по рефинансированию”, – рассказал Юров “Ведомостям”. Управляющий директор Group Menatep Тим Осборн подтвердил выплату $80 млн.

С момента заключения сделки показатели банков ухудшились – их совокупные активы уменьшились на 11,1 млрд руб. “Определенные бизнес-потери” Юров связывает “прежде всего с деятельностью нацбанка “Траст”, который был одним из основных банковских агентов “ЮКОСа”. “Но нам удалось сохранить масштабы бизнеса коммерческого банка благодаря привлечению новых клиентов и переводу всего корпоративного бизнеса из инвестбанка “Траст”, – отмечает он.

Планируется, что нацбанк начнет активно кредитовать физлиц, розничные сетевые компании и их поставщиков, которые и станут его основными клиентами. “Мы убеждены, что все компании в индустрии розничных продаж будут максимально бурно расти, поэтому мы хотим с ними развивать корпоративный бизнес”, – говорит Юров.

Намерения хорошие, но в этих сегментах уже есть игроки, которые давно и активно работают, – это частные российские банки и западные “дочки”, говорит Алексей Гурьянов, директор по финансовым услугам группы компаний “Рольф”, крупнейшего продавца иномарок в России. “С ними будет трудно конкурировать, для этого нужно либо демпинговать, либо иметь более совершенные технологии и при этом найти более дешевые источники фондирования”, – отмечает Гурьянов.

Чтобы кредитовать сети, которые становятся очень привлекательными заемщиками, нужно обладать преимуществом по стоимости фондирования, соглашается представитель Международного московского банка. А рынок потребкредитов, по его выражению, “огромный и теоретически успеха добиться здесь может и новый игрок”. Однако превратиться из корпоративного бутика группы МЕНАТЕП в банк, развивающий массовое кредитование, будет непросто – для этого “нужен очень серьезный контроль за издержками” и внедрение “элементов конвейера”, предупреждает банкир.