Укрепление юаня не поможет США


Дефицит США в торговле с КНР достиг в 2004 г. $162 млрд (всего – $617 млрд), а по итогам I квартала 2005 г. превышал прошлогодний показатель на 40%. Администрация президента Джорджа Буша считает, что главная причина дисбаланса – заниженный курс китайского юаня. С 1994 г. Пекин законсервировал его на уровне $1/8,28 юаня. Дешевая валюта дала китайским экспортерам преимущества перед американскими производителями, считают в Белом доме. А рост недорогого импорта из КНР не позволял предприятиям США в полной мере воспользоваться происходившим снижением курса доллара и нарастить объемы выпуска.

Гринспэн также сторонник ревальвации юаня. Правда, признал он в обращении к собравшимся в Пекине руководителям центральных банков КНР, Японии и Евросоюза, “значительного влияния” на структуру платежного баланса США это иметь не будет. Сокращение импорта из Китая будет быстро компенсировано ростом поставок из других стран, пояснил Гринспэн. Поэтому ревальвировать юань выгодно “в долгосрочном плане” только самим китайцам и это “довольно скоро” произойдет, считает председатель ФРС.

Американские чиновники давно давят на китайских коллег, чтобы те ввели плавающий курс своей валюты. В конце мая министр финансов США Джон Сноу заявил, что в противном случае против Пекина введут экономические санкции за “валютное манипулирование”. В американский конгресс внесены законопроекты, вводящие дополнительные пошлины на весь импорт из Китая в 27,5% от его стоимости. Если курс юаня не будет повышен, им дадут ход. Сноу посоветовал китайцам не рисковать и ревальвировать юань до публикации октябрьского доклада Минфина США о состоянии валютного рынка.

Китайцы на угрозы пока не реагируют. Посетившие Пекин 30 мая министр торговли США Карлос Гутьеррес и американский представитель во Всемирной торговой организации Роб Портман не услышали от властей КНР обещаний отпустить курс. О вероятных экономических санкциях китайцам напомнил в понедельник и Гринспэн. Давление извне только оттягивает принятие решения, заявил в ответ управляющий Банком Китая Чжоу Сяочуань. По его словам, КНР собирается ввести плавающий курс юаня, но к этому надо долго готовиться, иначе страна столкнется с ростом безработицы и социального напряжения.

Либерализовать валютный рынок Китай будет поэтапно, полагает руководитель аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов. Для этого, по его мнению, будет введен валютный коридор. Тем временем актуальность ревальвации может значительно снизиться: с начала года доллар возобновил рост, а вместе с ним относительно других азиатских валют начал расти и юань, замечает Антон Струченевский из “Тройки Диалог”. По этой же причине, считает он, укрепление юаня ударит прежде всего по китайскому экспорту не в США, а в развивающиеся страны.